Stockalper Palace (Бриг)

Бриг — Каспар Стокальпер, замок и фондю

Фото © photo.milkov.ru
Связанные материалы: Гостиница Central Ресторан Matza Бриг

Изначально мы не планировали останавливаться в Бриге, так как нашей основной целью в швейцарском кантоне Вале (Valais) был Церматт. Но и ехать сразу в эту горную деревушку нам было пока рано, ведь перевал Сен Готард еще был закрыт и нужно было где-то "перекантоваться" в течение ближайших суток.

Поэтому мы подумывали о том, чтобы переночевать в Виспе - городке в долине Роны, чтобы на следующее утро отправиться в Таш и Церматт. Но, подъезжая к городу, нас смутила радиолокационная станция на горе слева, от тарелок которой вверх по ее склону шел "шлейф" засохших деревьев. Так мы проскочили Висп и оказались в Бриге.

Застежка и ремешок

Проведя почти половину дня в дороге, мы все же сделали одно "доброе дело", купив другу застежку для ремешка часов. Сам ремешок не купили - не хватило бюджета, чем в очередной раз смутили нашу продавщицу - пришлось объяснять ей, "как можно носить часы с застежкой, но без ремешка".

Распрощавшись наконец-то с Женевой, мы вначале подумывали заехать в Монтрю, что на противоположном конце озера, но плюнули на это дело и практически на одном дыхании, не считая короткой остановки на заправку автомобиля, докатили сюда - в Бриг. Здесь нас ждала заслуженная награда - не доехав каких-то трехсот метров до центра города, мы увидели гостиницу Hotel Central, не только ставшую пристанищем на ближайшие две ночи, но и нашей самой дешевой гостиницей в Швейцарии.

Замок Стокальпер

Приведя себя в порядок после утомительного переезда, мы спустились на ресепшен и, набрав проспектов, выясняли, что не такое уж это и глухое место. В нескольких километрах от нас в местечке Бригербад (Brigerbad) находился термальный комплекс, а, говоря проще, аквапарк - его мы решили оставить на следующий день. В самом же Бриге, не считая исторического центра, главной достопримечательностью был замок Стокальпер (Stockalperschloss) - с него мы и решили начать.

Stockalper Palace (фото: www.virtualtourist.com)

Построенный в 1651–1671 годах Каспаром Стокальпером (Kaspar Jodok Stockalper), замок являлся самой большой частной резиденцией Швейцарии XVII века. Его не совсем традиционный, как может показаться, внешний вид: три башни, окружающие внутренний двор, увенчаннные куполами в форме луковиц, - имеет вполне логичное объяснение, если обратиться к личности хозяина замка.

Каспар Жодок Стокальпер родился в обеспеченной семье, владевшей землей в Симплонских Альпах. В юности он хотел стать священником, но потом бросил обучение, предпочтя ему путешествия по Западной и Центральной Европе и изучение языков. Вернувшись в Бриг, Стокальпер осознал важность перевала Симплон для торговли, на чем и заработал впоследствии свое состояние. Начав с организации перехода через альпы жены Принца Савойского Марии де Бурбон (Marie de Bourbon Conde), он приобрел известность, а затем, дважды удачно женившись, модернизировал дорогу через Симплонский перевал и организовал бизнес по транспортировке товаров и людей.

Stockalper Palace (Бриг)Stockalper Palace (Бриг)

Будучи талантливым предпринимателем, Стокальпер вскоре распространил свой бизнес на половину Европы, монополизировал торговлю солью, получил от Короля Франции дворянский титул и назвал себя "Королем Симплона". Имея девиз "Nihil solidum nisi solum - ничто так не твердо, как земля" и скупая земли, недвижимость и прииски в Италии, Франции и Швейцарии, он также остался известен как меценат.

Будучи христианином, Стокальпер  жертвовал большие суммы церквям и монастырям, организовывал школы и приюты для бездомных, а три башни на его замке в Бриге, с которого я начал все это повествование, были построены в честь и носили имена трех волхвов, принесших Иисусу дары на Рождество: Бальтазара, Мельхиора и Каспара. Башня Каспара, как несложно догадаться, была самой высокой.

Бриг. ОкноБриг. Скульптура Король X

Как известно, успех порождает зависть и в 1678 году альянс противников Стокальпера обвинил его в незаконной деятельности и спекуляции, завладел его монополией и состоянием, конфисковал всю недвижимость в Швейцарии и выслал из Брига. Стокальпер был вынужден бежать через когда-то свой же перевал в итальянскую Домодосоллу, где провел пять лет, прежде чем смог вернуться обратно.

Швейцарское фондю

Ограничившись посещением только внутреннего двора замка, мы вышли на улицу и, пройдя пару кварталов, сообразили, что последней едой за этот день у нас был завтрак в Базеле. На наше счастье прямо здесь - на одной из площадей старого города, был ресторан Matza. К еще большей радости в нем, в отличие от Веггиса, нам не стали отказывать в удовольствии попробовать фондю.

БригБригБригБриг

Выбравшись из ресторана уже на закате, мы еще около получаса гуляли по Бригу, наслаждаясь видами старого города на фоне окружавших его со всех сторон гор. Потом окончательно стемнело.