Вулкан Пико. Азорские острова 2014
Menu
Азорские острова 14

Пику

Вулкан и туман, виноградники и китовый промысел

MILKOV.RU

Маршруты / Азорские острова 14
Пику — Вулкан и туман, виноградники и китовый промысел

На фото: Вулкан Пику. Остров Пику. 2014
Связанные материалы: Гостиница A Casa do Lado Кафе Cafe RitinhaРесторан Capitolio Пику (остров)Фаял (остров)

Несмотря на то, что погода начала портиться и вершина вулкана уже была полностью скрыта тучами, билеты на паром Орта-Мадалена были куплены, а третья по-счету прокатная машина ждала нас на противоположном берегу. В шесть утра мы уже шагали от нашей гостиницы к порту.

Паромы

Прежде чем перейти к нашим приключениям на острове Пику, будет не лишним сказать пару слов о паромном сообщении. Как я уже писал, в процессе планирования маршрута мы отмели вариант перемещения между островами по воде как долгий и ненадежный, тем не менее паром являлся отличной альтернативой самолету в так называемом "треугольнике" островов центральной группы: Фаяле, Пику и Сан Жорже.

Орта. Пассажирский порт

Выбор такого вида транспорта был оправдан, во-первых, близостью этих островов (7 км между Фаялом и Пику, 17.5 км между Пику и Сан Жорже), во-вторых, частотой хождения (2-4 раза в день туда и обратно) и, в-третьих, стоимостью (7 евро Орта-Мадалена и 30 евро Орта-Велаш). Проблем с покупкой билетов у нас не возникло, одни мы купили в автомате накануне поездки, другие - в кассе прямо перед отплытием. Подробнее о ценах и расписании можно узнать на сайте www.transmacor.pt www.atlanticoline.pt.

Остров Пику

Чтобы не вдаваться в утомительные исторические подробности, на этот раз буду краток: открыли в XV века, приплыв с Терсейры или Грациозы, - а вот об основных ремеслах придется написать побольше.

Первое - это выращивание винограда и производство вина, бурно развивавшееся на острове в XVIII-XIX веках, пока его не поела филлоксера, второе - китовый промысел вплоть до 1980 года, пока не запретили. Теперь обо всех по-порядку.

Виноградники

После последнего извержения вулкана в 1720 году, как только потоки лавы застыли, местные жители разобрали её по камешкам и сложили из них ячейки прямоугольной и круглой формы. В круглые они посадили фиги, в прямоугольные - виноград. Так на острове началась история виноделия. Признаюсь честно, нам с погодой не повезло, поэтому на виноградники мы заезжать не стали, тем более, что всё то же самое мы уже видели на Терсейре, правда в более скромных масштабах.

Остров Пику. Волны и брызги

Объем же выращиваемого таким способом винограда на Пику достиг таких размеров, что в конце-концов был внесен ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия. Однако, не всё было так безоблачно. За двадцать лет с 1852 по 1872 вначале плесень, а затем насекомое-вредитель филлоксера уничтожили практически весь виноград. Последующие полтора века особо упорным виноделам, не эмигрировавшим в отчаянии с острова в Бразилию или США, удалось восстановить виноградники, но многие признают, что "тот виноград остался лишь легендой".

Китовый промысел

Вместе с филлоксерой, завезенной на Азоры из Северной Америки, из США на острова пожаловали также и китобои. Благодаря тому, что подводная часть островов имела практически вертикальный профиль, глубина Атлантического океана достигала 1500-2000 метров, а киты очень "любили" места поглубже, Азорские острова быстро стали базой для охоты на этих млекопитающих.

Остров Пику. Лажеш ду Пику. Музей китов

Основным продуктом, добываемым китобоями, было масло, применявшееся в XX веке вначале в лампах, а затем и в машиностроении. После того, как на смену органическим маслам пришли синтетические, а киты попали в Красную книгу, промысел был закрыт - последний кит был убит на Азорских островах в 1984 году.

Вулкан

Несомненно, главная достопримечательность острова - вулкан Пику. Имея высоту 2351 метр он являлся не только самой высокой горой на Азорских островах, но и во всей Португалии. Добраться до горы можно было тремя путями: напрямую из Мадалены (Madalena) по дороге EN3, с северного побережья от Сан Роке (Sao Roque) или с южного от Лажеша (Lajes) - и там, и там по EN2. Положа руку на сердце, кроме трех перечисленных, больше городов на Пику не было, да и дорог, кроме двух упомянутых, была ещё одна - ER1, идущая вокруг всего острова.

Остров Пику. Вулкан ПикуОстров Пику. Вулкан Пику

Западный берег острова был более-менее пологий, остальные достаточно круто набирали высоту под километр и, учитывая, что дорога проходила на некотором удалении от берега, создавалось впечатление, что едешь по бесконечному балкону: с одной стороны внизу море, с другой вверху гора. Подняться до верхней точки вулкана можно было лишь пешком от Cabeco das Cabras - последнего строения на пути к вершине, по-совместительству, метеорологической станции, музея и кафе, расположенного на высоте 1231 м. Но только не в такую погоду.

Остров Пику. Сан Роке ду ПикуОстров Пику. Сан Роке ду Пику

Проехав по северо-западному берегу острова, мы добрались до Сан Роке, выпили там кофе и начали карабкаться в гору. Закончив подъем, единственное что мы смогли разглядеть, пока тучи окончательно не поглотили остров, было озеро Капитана (Lagoa do Capitao), трех быков, стадо коров и возвышающийся вдали вулкан.

Остров Пику. КоровыОстров Пику. Быки

Попытки найти ещё две кальдеры залитые водой: Lagoa do Caiado и Lagoa do Paul, - уже больше походили на похождения главных героев мультфильма "Ёжик в тумане" и, вернувшись обратно к Lagoa do Capitao, мы устремились к Cabeco das Cabras. Здесь видимость окончательно приблизилась к нулевой, кафе не работало, а единственная живая душа, смотрительница музея, весьма удивилась, что мы вообще поперлись в такую тьму-таракань в такую погоду. На наш вопрос, есть ли какая-нибудь альтернативная дорожка, чтобы спуститься на южный берег острова, она замахала руками, что мы совсем сумасшедшие и выбираться отсюда лучше также, как и приехали.

Развернувшись и задав в навигаторе Лажеш, мы поняли, что короткая дорога действительно была и именно по ней, чуть не наложив пару раз в штаны, мы добрались до южного побережья Пику.

Лажеш

Адреналин, поступивший в кровь после спуска с Пику, разбудил аппетит и, добравшись до Лажеша, мы первым делом направились на поиски еды. Вариантов особо не было и через пятнадцать минут мы расположились за столиком Cafe Ritinha.

Остров Пику. Лажеш ду Пику. НабережнаяОстров Пику. Лажеш ду Пику. На улицах города

Как я уже писал, вторым после виноделья промыслом жителей Пику был отлов китов. И если столица острова Мадалена была винодельным центром, то Лажеш ду Пику являлся главным городом китобоев. В 80-х годах охота на китов была запрещена и на её смену пришло куда менее кровопролитное развлечение по наблюдению за этими млекопитающими, или "whale watching". Имея выгодное расположение и столь богатый опыт, Лажеш постепенно занял первенство и в этом вопросе.

Остров Пику. Лажеш ду Пику. Зона китовОстров Пику. Лажеш ду Пику. На улицах города

Смотреть на китов мы планировали через пару дней на Фаяле, музей китобоев в Лажеше к нашему разочарованию по понедельникам был закрыт, поэтому больше в городе делать было нечего и, пообедав, мы направились дальше.

Музей вина

Мы ехали на запад, планируя сделать полный круг по острову Пику. Над всем южном побережьем в каких-то пятидесяти метрах над головой висела туча, но только нам стоило перебраться на северный берег острова, как облака внезапно исчезли, а на небе появилось яркое солнце.

Остров Пику. Ликёры

Тогда мы сильно удивились, как возможна такая резкая перемена погоды, однако к концу поездки уже привыкли, что это привычное дело для Азор: в течение пары часов можно успеть помокнуть под дождиком, поблуждать в тумане, потом быть сдутым ураганным ветром и, наконец, подсохнуть и отогреться на солнце.

Остров Пику. Музей винаОстров Пику. Музей винаpico-casa-das-provas-2.jpgОстров Пику. Музей вина

До обратного парома оставалось ещё много времени, поэтому мы решили не спешить в Мадалену, а остановиться по дороге в Музее вина. В отличие от практически аналогичного музея на Терсейре, здесь нам пришлось заплатить по 2.5 евро за вход, а вместо бутылки вина купить шесть "мензурок" с местными ликерами.

Обратно в Орту

Как мы не тянули время, вернувшись в Мадалену и сдав прокатную машину, нам пришлось около часа просидеть в порту в ожидании парома. Конечно, можно было забраться в пару пещер и посетить несколько виноделен, но мы предпочли вернуться пораньше в Орту, чтобы исправить досадный промах с выбором ресторана, произошедший накануне.

Остров Пику. Мадалена. ПортОстров Пику. Мадалена

Потратив около часа на поиски, наши старания на этот раз были вознаграждены. Ресторан Capitolio не только удовлетворил наши гастрономические потребности, но и понравился настолько, что мы вернулись в него через пару дней повторно, но это уже другая история.