Балос. Крит. Июнь 2015

Маршруты / Крит 15
Запад острова — Розовый песок Балоса и "тропический рай" Элафониси

На фото: Лагуна Балос, Крит, 2015
Связанные материалы: Гостиница Panormo Beach Ресторан Kastro Крит (остров)

Первый полноценный день своего пребывания на Крите мы решили посвятить самой западной части острова. Грубо говоря, и Балос, и Элафониси были просто пляжами, но первый слыл самым труднодоступным на острове, а второй считался самым идеальным. С них-то мы и начали своё знакомство с Критом.

Забегая немного вперед, особого плана по исследованию достопримечательностей острова у нас не было и, наверное, именно поэтому мы остановили свой выбор на гостинице, расположенной в самом центре северного побережья, чтобы и запад, и восток Крита были для нас одинаково доступны. Для простоты ориентации остров можно было поделить на четыре части: Ханью, Ретимно, Ираклион и Лассити, - на самом деле такое деление возникло ещё при Венецианцах и благополучно дошло до наших дней.

Итак, мы двигались на запад Ханьи.

Балос

Асфальтированная дорога закончилась в деревеньке Каливиани (Kaliviani) - к этому моменту мы уже отмахали сто двадцать километров пути по так называемой "National Road" - главной автостраде острова. Про критские дороги я напишу позже, сейчас замечу лишь, что на эти сто с небольшим километров у нас ушло почти два часа времени.

Балос. Крит. Июнь 2015

Навигатор радостно оповестил нас, что мы прибыли в точку назначения, после чего был выключен - дальше предстояло пользоваться указателями, однако, и это делать пришлось не долго: через полтора километра перед нами будто из земли вырос шлагбаум, на котором мы заплатили по евро с носа, а дальше дорога и вовсе осталась одна и вместо поиска маршрута нам предстояло запастись терпением, чтобы, объезжая торчащие из земли острые камни и глубокие рытвины, преодолеть семь с половиной километров до Балоса.

Балос. Крит. Июнь 2015Балос. Крит. 2015

Примерно через четверть часа мы достигли финиша этого отрезка пути, который оказался всего-навсего парковкой - до пляжа теперь нужно было идти два километра пешком. В теории это расстояние можно было преодолеть на ослике, прибегнув к услуге так называемого "Donkey taxi", но, видимо из-за "несезона", ослов в наличии не было. Начиная всерьёз подумывать, насколько нам всё это нужно, мы всё же решили не останавливаться на достигнутом и потопали вниз по горной дорожке. Ещё через четверть часа тот вид, который открылся перед нами, опять-таки забегая вперед, стал видом номер один на всём Крите.

Балос. Крит. Июнь 2015Балос. Крит. Июнь 2015

Пляж Балос представлял собой большую песчаную отмель, соединявшую полуостров Грамвуса (Gramvousa) с мысом Тигани (Tigani) - торчащей из моря горой, которую так и подмывало назвать островом. Отмель была больше чем на половину затоплена водой и, благодаря известняковой косе в своей западной части, получила очертания лагуны, да, собственно, так пляж и назывался: "Лагуна Балос" (Balos Lagoon).

Авторы нашего путеводителя совершенно не баловали это место и, мало того, что оно не попало в Топ-12 мест Крита, ему даже не досталось региональной отметки в Ханьи. Балос в летние месяцы сравнивался чуть ли не с адом: пекло, толпы людей и труднодоступность. Нам так совершенно не показалось и, хотя мы были там в самом начале июня, вода была достаточно прохладная, небо - закрыто тучами, а кроме нас по пляжу бродили от силы два десятка туристов, я бы поставил Балос гораздо выше в рейтинге достопримечательностей Крита, а уж среди пляжей - точно в первую тройку.

Розовый песок. Балос, Крит. 2015Розовый песок. Балос. Крит. Июнь 2015

Но главной изюминкой Балоса был даже не сногсшибательный вид и не забавная особенность песчаных отмелей, перемещаться между которыми можно было лишь вброд: в мелких местах - по колено, а в глубоких - все шансы провалиться по пояс, - главным был розовый песок. При ближайшем рассмотрении сам песок был жёлтым - эффект достигался за счёт крупинок какой-то горной породы розового цвета, плавными линиями ложившимися на песчаный фон.

Козы. Балос. Крит. Июнь 2015Козы. Балос. Крит. Июнь 2015

Наконец, ещё одной достопримечательностью Балоса были козы, много коз. Если с ослами нам не повезло, то, чтобы сфотографировать коз, мы даже специально останавливались по дороге обратно к Каливиани.

Девять деревень

Самое время "проехаться" по ухудшающемуся качеству путеводителей от Lonely Planet. Мало того, что с выходом новых изданий, всё больше времени уделяется вопросам "где поесть и выпить", в нашей книжке по Криту "алкоголики" - так мы начали с недавнего времени называть их авторов, перепутали расположение почти десятка деревень на западе острова, из-за чего мы вынуждены были дать крюк, так и не найдя одной из достопримечательностей Ханьи.

Цветы вдоль дороги на западе острова Крит. Июнь 2015Цветы вдоль дороги на западе острова Крит. Июнь 2015

Иннахорион или "девять деревень" (Enneia Horia) были расположены не вдоль берега, как было отмечено на карте путеводителя, а гораздо дальше внутрь острова и, несмотря на то, что на обратном пути мы всё-таки проехали по нужной дороге, сил останавливаться у нас уже не осталось.

Монастырь Хрисоскалитиссас

Спустившись с гор и не найдя обещанных деревень, мы решили начать знакомство с критскими монастырями, однако, и тут нас ждало небольшое разочарование. Самый западный критский монастырь, название которого Хрисоскалитиссас (Chrisoskalitissis) дословно переводилось как "золотая лестница", пребывал в состоянии ремонта. Не "закрыт на ремонт", а именно "в состоянии ремонта".

Монастырь Криссокалитиса. Крит. Июнь 2015Монастырь Криссокалитиса. Крит. Июнь 2015

Заплатив по два евро за вход мы обнаружили леса, недостроенные помещения и оградительные сетки, все вместе помешавшие нам понять, с какой из сторон к церкви вели 98 ступенек, последняя из которых была золотой, из-за чего, собственно, монастырь и получил своё название. Посещение небольшого монастырского музея немного скрасило впечатление и мы двинулись дальше.

Элафониси

Если пляж в Балосе не попал в рейтинг достопримечательностей Крита от Lonely Planet, то Elafonisi Beach оказался аж на четвертом месте. Несмотря на то, что вода здесь была ещё холодней, чем в Балосе, а дувший с моря ветер, поднимая с земли мельчайший песок, больно колол им открытые участки тела, -  вид у него действительно был "карибский".

Пляж Элафониси. Крит. Июнь 2015

Отделенный от Крита узким проливом глубиной по пояс, островок Элафониси в отличие от мыса Тигани в Балосе всё же считался островом, однако, мы решили не брать вброд очередную водную преграду, а ограничились получасом, проведенным в восточной части пляжа. Если бы не ветер, который был на руку, пожалуй, лишь двум серфингистам, не переставая пересекавшим лагуну туда-обратно, пробыть здесь можно было гораздо дольше.

Пляж Элафониси. Крит. Июнь 2015Пляж Элафониси. Крит. Июнь 2015Пляж Элафониси. Крит. Июнь 2015Пляж Элафониси. Крит. Июнь 2015

Как бы то ни было, дело шло к вечеру, а, учитывая то, что забрались мы от своей "домашней деревни" Панормо настолько далеко, что возвращаться по расчетам нашего навигатора предстояло более двух с половиной часов, - мы свернули пляжные полотенца и устремились в обратный путь. Как я уже писал, тут мы наконец-то нашли "затерянные Lonely Planet" девять деревень, однако, сил на них уже не осталось.

Обратно в Панормо

Мы вернулись в гостиницу прямо перед закатом солнца, привели себя в порядок после трех с лишним сотен километров, проделанных за день и пошли искать новое место для ужина. На этот раз выбор пал на таверну Kastro - её активно рекомендовал путеводитель и, честно говоря, здесь у нас к его авторам претензий не возникло.

Крит 15. Оглавление маршрута:

ВступлениеЗапад островаВосток островаХаньяРетимноПлато ЛаситиИраклионИтоги поездки