Порт Marina Corta. Липари. Италия

Липари

Остров и город, апостол Варфоломей и Citroen Mehari

27.10.2015 20:10 // На фото: Marina Corta, Липари. Италия. 2015

Как я уже писал в первой главе этого маршрута, самый большой из Липарских островов: Липари (ударение на первый слог), - стал нашим своеобразным плацдармом для знакомства с остальными островами архипелага и сейчас настало время посвятить отдельную главу именно ему.

Но прежде, чем начать этот рассказ, стоит сделать небольшую оговорку: повествование будет полностью лишено хронологической линии за исключением, пожалуй, последнего дня на острове, - ведь мы прожили на Липари пять полных дней, за которые дюжину раз побывали в его столице, три раза оплыли вокруг него на лодке и дважды объехали на машине.

Остров

По-традиции начну с истории, а точнее с названия острова: как и в случае с Филикуди здесь не всё так однозначно. Во времена неолита Липари был одним из немногих средиземноморских центров по добыче и торговле обсидианом. Называемая также "вулканическим стеклом", эта горная порода несколько тысяч лет назад пользовалась колоссальным спросом у европейских племен, так как являлась основным материалом для изготовления орудий труда и оружия.

Кафедральный собор и крепостные стены XVI века. Липари. Италия, 2015

Свято место пусто не бывает, поэтому первые люди появились на острове около 5000 до н.э. и, как гласит местная легенда, назвали его в честь предводителя одного из переселившихся сюда племен, которого так и звали: "Liparus". Естественно, древние греки, приплывшие на Липари спустя приблизительно сорок пять веков, всё переделали на свой лад: назвали весь архипелаг в честь бога ветра Эола (Aeolus), а самый большой из островов связали с именем его тестя - Липара (Liparus).

Запад острова Липари. Италия, 2015Pietra Menalda. Юг острова Липари. Италия, 2015

Учитывая, что наша третья экскурсия называлась "Салина и Липари", вокруг острова мы сделали один полный круг, а принимая во внимание, что всего экскурсий было три, плюс мы сами плавали на Вулкано, да и из Милаццо и обратно на Сицилию добирались по воде, можно было смело утверждать, что некоторые части побережья мы успели изучить практически досконально.

Западное побережье острова Липари. Италия, 2015Заброшенные шахты. Портичелло (Porticello). Северо-восток острова Липари. Италия, 2015

Несомненно, самым живописным и одновременно труднодоступным с суши являлся западный берег острова. Здесь были и морские гроты, и куски скал, торчащих прямо из моря, и узкие полоски пляжей, попасть на которые можно было только с лодки. Как будто в противовес западному берегу, восточный был больше всего освоен. С этой стороны острова были сконцентрированы основные города, достопримечательности и промышленные объекты: порт в Липари, пляж в Каннето (Canneto) и шахты по добычи пемзы в Аквакальде (Aсquacaldа), - последние, правда, были заброшены.

Город

Вместе с тем, что Липари являлся самым большим островом архипелага, одноименный город на нём был самостоятельной достопримечательностью. Я бы даже сказал, что он был единственным городом на всех Липарских островах - все остальные населенные пункты представляли собой маленькие деревеньки, посёлки и курортные городки.

На улицах города. Липари. Италия, 2015На улицах города. Липари. Италия, 2015

На улицах города. Липари. Италия, 2015На улицах города. Липари. Италия, 2015На улицах города. Липари. Италия, 2015На улицах города. Липари. Италия, 2015

Раз уж за свою многовековую историю Липари смог «дорасти» до состояния «полноценного» города, нельзя не отметить, что жизнь эта стала не только увлекательной, но и весьма трагичной. Начав свою историю ещё в каменном веке, он пережил греков, римлян, арабов, сарацинов, норманнов, но 1544 году практически полностью был уничтожен османским флотоводцем и пиратом по-совместительству Хайреддином Барбароссой (Barbarossa Hayreddin Pasha).

Амфитеатр и церковь Maria SS delle Grazie. Липари. Италия, 2015Археологическая зона. Липари. Италия, 2015

На улицах города. Липари. Италия, 2015На улицах города. Липари. Италия, 2015На улицах города. Липари. Италия, 2015На улицах города. Липари. Италия, 2015

К слову сказать, мужскую половину населения Липари он вырезал, а женскую продал в рабство и только благодаря действовавшему в те времена негласному союзу турок и французов, часть жителей была выкуплена в Мессине и возвращена на остров.

На улицах города. Липари. Италия, 2015На улицах города. Липари. Италия, 2015На улицах города. Липари. Италия, 2015На улицах города. Липари. Италия, 2015

Спустя двенадцать лет император Священной Римской империи Карл V Габсбург распорядился возвести в Липари крепость и заново заселить остров. Крепостные стены дожили до наших дней и сохранили от следующих пиратских набегов не только сам город, но и главного покровителя Липарских островов, а точнее построенный в его честь собор - Святого Бартоломея.

Кафедральный собор Липари

Апостол Бартоломей (Варфоломей) был одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа и согласно преданию проповедовал в городах Малой Азии (территория современной Турции, Ирана, Азербайджана и Армении), где был убит, а затем захоронен. В конце VI века во время нашествия персов раку с мощами апостола бросили в море и она чудесным образом оказался на Липари.

Кафедральный собор Сан Бартоломео. Липари. Италия, 2015

Первые липарские христиане выловили из моря саркофаг и для хранения мощей святого возвели церковь, которая простояла до 838 года, когда была уничтожена захватившими острова арабами. Мощи были перевезены в Беневенто, где находятся и по сей день, но сам факт появления их на Липари прошел красной нитью через всю историю острова.

Статуя Сан Бартоломео в кафедральном соборе. Липари. Италия, 2015Роспись на центральном неве. Собор Сан Бартоломео. Липари. Италия, 2015

После освобождения норманнами в конце XI - начале XII века началось возведение новой церкви, ставшей в последствии резиденцией епископа или, другими словами, Кафедральным собором. В 1515 году строительные работы были завершены, спустя всего тридцать лет собор был сожжен дотла Барбароссой, а спустя ещё двадцать восстановлен. В XVIII веке наступила новая фаза в реконструкции собора. В 1728 году была создана серебряная статуя святого Бартоломея, в 1772 году собор получил два боковых нефа, а к концу века - новый базальтовый фасад и мраморный алтарь.

Собор Сан Бартоломео. Липари. Италия, 2015Собор Сан Бартоломео. Липари. Италия, 2015Собор Сан Бартоломео. Липари. Италия, 2015Кафедральный собор Сан Бартоломео. Липари. Италия, 2015

Бартоломею часто приписывали чудеса, связанные с изменением массы разных объектов и серебряная статуя святого не стала исключением. На Липари существует легенда, согласно которой во времена II Мировой войны Муссолини в поисках новых источников финансирования фашистского режима отдал приказ переплавить статую и продать, но после взвешивания выяснилось, что весит она всего несколько грамм, - это и спасло реликвию.

Marina Corta и Corso Vittorio Emanuele II

Кроме расположенного внутри крепостных стен Кафедрального собора и археологической зоны, у Липари было ещё как минимум два района, которые хотелось бы отметить.

Corso Vittorio Emanuele II. Липари. Италия, 2015На улицах города. Липари. Италия, 2015

Во-первых, это центральная улица города - Corso Vittorio Emanuele II, после полудня становившаяся наполовину, а в выходные - полностью пешеходной. Она концентрировала на себе и прилегающих улочках бесчисленное множество магазинов, кафе и ресторанов.

Порт Marina Corta. Липари. ИталияПорт Marina Corta. Липари. ИталияПорт Marina Corta. Липари. ИталияПорт Marina Corta. Липари. Италия

Во-вторых, порт Marina Corta, откуда мы трижды отправлялись на экскурсии по Липарским островам, и прилегающий к нему на юге квартал, который я бы назвал самым живописным в городе.

Citroën Méhari

Этот автомобиль был создан в 1968 году Героем Советского Союза, прославленным французским лётчиком из эскадрильи «Нормандия-Неман» Роланом де ла Пуапом (Roland de la Poype) и из-за простоты конструкции и легкого веса, а, как следствие, хороших скоростных и внедорожных качеств, - получил своё название в честь одногорбого верблюда со схожими достоинствами.

Citroen Mehari. Липари, Италия. 2015

За двадцать лет было выпущено почти сто пятьдесят тысяч экземпляров машины, два или три десятка чудесным образом оказались на Липари и один из этих драндулетов мы взяли в прокат на день, чтобы прокатиться на нём по всему острову.

Citroen Mehari. Липари, Италия. 2015Citroen Mehari. Липари, Италия. 2015

Сложно сказать, какие каноны скорости и проходимости были полвека назад, но наш экземпляр так и не смог разогнаться до шестидесяти километров в час (при заявленных максимальных ста двадцати пяти), а проверять его на бездорожье мы просто не решились. Тем не менее, сделав скидку на преклонный возраст, мы смогли сделать на своем Méhari два полных круга по острову: вначале против, а затем по часовой стрелке и спустя три с небольшим часа вернуть машину в прокатную контору.

Смотровая Quattrocchi (четыре глаза). Юг острова Липари. Италия, 2015

За первый круг мы проехали по всем населенным пунктам острова, начиная с Каннето и заканчивая Пианокорте, полюбовались видами соседних островов из Кваттропани ("четыре буханки") и смотровой площадки Кватроччи ("четыре глаза"), доехали до города Липари и, решив, что ещё не насладились в полной мере ревом двухцилиндрового двигателя и вонью выхлопных газов, развернулись и поехали обратно. За второй круг мы отыскали римские термы Сан Калогеро (San Calogero) и обломались с экскурсией по единственной на острове винодельне Tenuta di Castellaro.

Кватропани (Quattropani). Вид на Аликуди, Филикуди и Салина. Север Липари. Италия, 2015Каннето. Восток острова Липари. Италия, 2015Термы Сан Калогеро. Липари, Италия. 2015Термы Сан Калогеро. Липари, Италия. 2015

Вернувшись во второй раз за день в Липари, мы сдали машину обратно, пообедали в ресторане Il Galeone и провели остаток дня у бассейна нашей Villa Enrica, пытаясь упорядочить в голове впечатления минувшей недели.

Впереди было возвращение на Сицилию, поездка через пол острова в Палермо на электричке, прокат машины и вторая неделя отдыха, - обо всём этом в следующих главах.

Реклама