Остров Порту Санту. Мадейра

Порту Санту

Девять километров пляжа, три мельницы и Колумб

30.03.2015 19:03 // На фото: Пляж на острове Порту Санту, Мадейра. 2015

Не успели мы долететь до Мадейры, как уже предусмотрели в своём будущем маршруте посещение острова Порту Санту - оставалось только определиться с датой. Откладывать его на последний день не хотелось - мало ли какие форс-мажоры, после посещения Десерташ нужно было взять паузу, чтобы прийти в себя перед очередной морской прогулкой, поэтому единственный вариант определился сам собой - воскресенье.

Остров был открыт Зарку в 1418 году, на два года раньше Мадейры, однако, как я уже писал, некоторые источники утверждают, что за семьдесят лет до этого события уже существовал на картах Медичи под тем же самым названием Пуэрто Санто. Португальцы вложили в это словосочетание новый смысл, связав его с Божественным спасением, которое они нашли в океане вместе с островом, чуть не потерпев кораблекрушение во время шторма.

Итак, Порту Санту или "Святой порт", открытый на два года раньше Мадейры и спасший экспедицию Зарку от кораблекрушения, располагался в сорока километрах к северо-востоку от главного острова архипелага и имел ещё более скромные размеры: примерно пятнадцать на пять километров.

Паром

Добраться до острова с Мадейры можно было двумя способами: по воде или по воздуху, - и, хотя лететь на самолете было бы быстрее, этот вариант лишал нас возможности взять с собой прокатную машину. Поэтому накануне вечером, возвращаясь из центра Фуншала в нашу гостиницу, мы зашли в офис Porto Santo Line и купили билеты на паром, заплатив суммарно за себя и автомобиль 123 евро.

Паром Lobo Marinha. Порту Санту - МадейраПаром Lobo Marinha. Порту Санту - Мадейра

В семь утра воскресенья или за час до отправления парома, мы были в порту Фуншала. Погрузка напомнила нам Мальорку-Менорку: водитель въезжал на паром на машине, а пассажиры шли пешком и опять пришлось поколдовать с фарами - в отключенном состоянии датчик пытался включить ближний свет, который запрещен при погрузке на паромы.

Паром Lobo Marinha. Порту Санту - МадейраПаром Lobo Marinha. Порту Санту - Мадейра

Нашу посудину звали Lobo Marinha или "морской волк" и, кроме двух грузовых палуб внизу, она располагала ещё тремя наверху, вмещавшими в себя стандартный паромный набор помещений: столовка, ресторан, бар, места для сидения (pullman seat), пару магазинчиков с сувенирами и открытая палуба для загорания. К "не совсем стандартным" относился зал первого класса и курилка - специальная комната, оборудованная, по-видимому, для того, чтобы не курили на улице и не кидали бычки за борт.

Дом-музей Колумба

Вместо заявленных по расписанию двух часов пятнадцати минут, наш паром "сквозь волны и ветер" добирался до Порту Санту почти три и, очутившись на берегу, мы первым делом доехали до столицы острова Вилы Балейра (Vila Baleira), запарковали машину и пошли искать кофе с булками.

Музей Колумба. Остров Порту Санту. Мадейра

Конечно, "искать" - это было громко сказано. Три кафе, пара сувенирных магазинов, китайский супермаркет, бензоколонка (не побоюсь предположить, что единственная на острове), несколько ещё закрытых ресторанов (утро есть утро), десяток таксистов (по-совместительству, экскурсоводов по острову), закрытый туристический офис (воскресенье есть воскресенье) и, конечно, двухсотметровый пирс, более чем на половину уходящий в море - всё это было на пятачке "шесть-на-девять" в самом центре города.

Музей Колумба. Остров Порту Санту. МадейраМузей Колумба. Остров Порту Санту. Мадейра

Но главной достопримечательностью Вилы Балейры было не это, а дом-музей Христофора Колумба. Забудьте анекдоты про не слишком расторопных обитателей северных берегов Балтийского моря - жителям этого португальского острова потребовалось полтысячелетия, чтобы превратить историю конца XV века в туристическое место. Ведь лишь на пятисотую годовщину открытия Америки дом, в котором когда-то жил её первооткрыватель, был отреставрирован и превращен в музей. А ведь Колумб, ни много ни мало, женился на Филипе де Мониш (Filipa de Moniz) - дочери первого губернатора Порту Санту, которая родила ему единственного сына Диего (Diego Columbus).

Музей Колумба. Остров Порту Санту. МадейраМузей Колумба. Остров Порту Санту. Мадейра

Сложно сказать, как долго Колумб пробыл на острове, прежде чем вернуться обратно на материк, но считается, что в целях самообразования, он провел какое-то время на Мадейре, перенимая опыт в навигации по Атлантике у португальских мореплавателей, активно осваивавших в то время западную Африку. За два евро в музее можно было узнать эти подробности, а также посмотреть на монеты, посуду, одежду и макеты кораблей тех лет.

Пляж

Закончив с Колумбом, мы выбрались на улицу и направились к действительно главной достопримечательности Порту Санту - песчаному пляжу. Все три наших путеводителя, как будто соревнуясь в объективности, предписывали ему длину от семи до девяти километров, но, наверное, проще было сказать, что всё юго-восточное побережье представляло собой один непрерывный пляж.

Пляж. Остров Порту Санту. МадейраПляж. Остров Порту Санту. Мадейра

Видимо из-за того, что он был соизмерим с размерами острова, пляж казался ещё более длинным, а учитывая напряжёнку с местами купания на Мадейре - и подавно бесконечным!

Пляж. Остров Порту Санту. МадейраПляж. Остров Порту Санту. МадейраПляж. Остров Порту Санту. МадейраПляж. Остров Порту Санту. Мадейра

Я не случайно вспомнил сейчас Мадейру - ведь, как бы странно это не звучало, Порту Санту являлся её официальным курортом, и сами Мадейрцы, многие из которых имели на этом острове по второму дому, приезжали сюда в августе-сентябре в отпуск или купаться на выходные. В остальные десять месяцев года, особенно по будням, Порту Санту выглядил практически безлюдным. Именно в таком своём состоянии он предстал перед нашими глазами в конце февраля.

Вокруг острова

Прогулявшись туда-обратно по пирсу, мы вернулись к машине и решили сделать круг по острову. Если в двух словах, остров представлял собой две части: юго-западную и северо-восточную, почти точно по середине разделенные взлетно-посадочной полосой аэропорта.

Фонте де Арея. Остров Порту Санту. МадейраФонте де Арея. Остров Порту Санту. Мадейра

Правая (северо-восточная) часть являла собой достаточно гористую местность и объединяла четыре самые высокие горы острова: Pico do Castelo (437 метров), Pico Juliana (440 м), Pico Branco (450 м) и Pico do Facho (516 м), - но наряду с этим и имела хорошую асфальтированную дорогу, позволяющую всё это объехать на машине.

Серра да Фора. Остров Порту Санту. МадейраОстров Порту Санту. МадейраПику ду Фачу. Остров Порту Санту. МадейраПику ду Фачу. Остров Порту Санту. Мадейра

Левая часть острова наоборот была более равнинная, более заселенная, но, если не считать населенные пункты и гольф-поле, практически лишенная асфальтированных дорог, вместо которых на самом западе острова были укатаны грунтовые, местами размытые дождями, но ведущие к наиболее живописным местам острова. Попасть с "левой" стороны на "правую" можно было только "по низу" или по дороге, идущей вдоль пляжа.

Пешие маршруты. Остров Порту Санту. Мадейра

На острове были проложены три пешеходных маршрута, но один из них на северном побережье: "PR3 Calhau Footpath", - соединявший утёс Fonte da Areia c пляжем Calhau, был закрыт; карабкаться на второй: "PR2 Vedera do Pico do Castelo", - вокруг одноименного пика, не было никакого желания; а около третьего: "Vedera do Pico Branco e Terra Cha", - выходившего на восточный берег, нас застал дождь.

Мельницы. Остров Порту Санту. МадейраМельницы. Остров Порту Санту. Мадейра

Тем не менее, мы добрались до восточного побережья по Serra de Fora, а потом, вернувшись на дорогу ER111, около получаса провели около ещё одной достопримечательности острова: трёх старинных мельниц конца XVIII века. Конечно, сохранены они были исключительно в туристических целях, зато отсюда открывались потрясающие виды на пляж, порт и островок Сима (Ilheu da Cima).

Зимбралиньу и Моренуш

С одной стороны, у нас не срослось с официальными пешеходными маршрутами, зато с другой мы открыли для себя неофициальные. И хотя преодолели мы их преимущественно не на своих двоих, а на четырех - автомобиля, история эта заслуживает отдельного параграфа в рассказе о Порту Санту.

Зимбралиньу. Остров Порту Санту. Мадейра

Спустившись из восточной части острова, мы проехали вдоль всего пляжа, чтобы оказаться в его самой южной точке Ponta da Calheta. Здесь был свежевыжатый сок, кофе, WiFi и яркое солнце. Позагорав около часа за столиком кафе, мы решили забраться на соседний холм, чтобы получше рассмотреть ещё один островок Ilheu da Cal, но только мы сели в машину, как остров опять стала затягивать прибежавшая с севера туча.

Остров Сал. Остров Порту Санту. МадейраОстров Сал. Остров Порту Санту. Мадейра

На смотровую площадку вела грунтовая дорога и, оказавшись в самой высокой точке, мы едва успели сделать несколько фотографий, как нас прогнал поднявшийся ветер и колючий мелкий дождик. Решив, что вернёмся сюда позже, когда туча пройдет, а погода снова разгуляется, мы спустились вниз и увидели ещё один указатель - на Zimbralinho. Одна из брошюр говорила, что это "транквильное" место с галечным пляжем и питьевым источником. Пляж мы естественно нашли, но наполовину размытая дорога скорее заставила напрячься, чем расслабиться.

Моренуш. Остров Порту Санту. МадейраМоренуш. Остров Порту Санту. Мадейра

Выбравшись обратно к развилке, мы свернули на последний, правый луч, обозначенный словом "Morenos". В брошюре про него была написана единственная фраза: "Идеальное место для пикника", - но сколько смысла она в себе скрывала! То, что мы рассчитывали увидеть в Fonte da Areia, пешеходный маршрут в котором был закрыт, с лихвой компенсировалось в Ponta Da Canaveira. Кроме сногсшибательных видов на скалистое побережье, по некоторым участкам которого можно было легко изучать анатомию извергавшихся здесь несколько миллионов лет назад вулканов, перед нами красовался ещё один островок Ilheu de Ferro, из трещин которого с каждым ударом волн вырывалось облако мельчайших брызг.

Обратно на Мадейру

Туча, накрывшая Порту Санту, похоже не собиралась никуда уходить и, вернувшись к пляжу в Ponta da Calheta, мы не обнаружили на нём светившего час назад солнца. Прежде чем вернуться к парому, мы заскочили к гольф-клубу и ещё раз заехали в столичную Vila Baleira.

Восточное побережье. Остров Порту Санту. МадейраВосточное побережье. Остров Порту Санту. Мадейра

Подгоняемый попутным ветром по дороге обратно, паром уложился в отведенные расписанием два-пятнадцать, чем значительно увеличил наши шансы поужинать в открытом накануне ресторанчике Summertime.

Реклама