Несмотря на то, что мое повествование затянулось на десять с половиной месяцев (первая часть была написана 15 января), основные моменты поездки все еще свежи в памяти. По традиции начну с "конца", и расскажу как мы "возвращались на Родину".
Граница
Переход латвийской границы по дороге "туда" занял у нас меньше часа и прошел настолько гладко, что мы уже начали волноваться: "В чем подвох?" Спустя десять дней, когда мы появились на КПП Иван-город уже на эстонской границе, "подвох" раскрылся. Но обо всем по-порядку.
Около шести утра мы были в "предграничном отстойнике" на улице Rahu, получили заветный талончик и устремились к КПП. Эстонская половина была пройдена менее чем за пять минут, но не тут то было. На российской границе нам пришлось "зависнуть" почти на два часа.
А причина была банальна и можно сказать глупа. Оказывается, когда мы выезжали из России через КПП Терехово, наши сонные пограничники не поставили штамп в паспорт жены. Это-то и стало причиной нашего "задержания".
Учитывая то, что штампы и латвийской и эстонской сторон были в порядке у нас обоих, мы пытались объяснить ивангородской пограничнице, что ее коллеги просто проспали и ей лучше задать вопрос им, посмотреть компьютерную базу - для чего-то эти достижения научно-технического прогресса стоят в их будках?
Как выяснилось спустя полтора часа компьютеры нужны для интерьера. Не придумав ничего умнее, как обыскать нас и нашу машину с собаками, создать на КПП очередь (мы парализовали одну полосу), ничего (естественно) не найти, и отпустить нас на все четыре стороны, при этом даже не извинившись - одним словом наши же опять и поднасрали.
Итоги
Прежде чем перейти к итогам еще раз повторюсь:
Пересекая границу на автомобиле, обязательно ПРОВЕРЯЙТЕ наличие штампа в паспорте!
Сравнивать три столицы: Вильнюс, Ригу и Таллинн я уже пытался, продолжу свою мысль. Субъективно, самое сильное впечатление произвел Таллинн, но только "Старый город" и это отнюдь не принижает достоинства Риги и Вильнюса. Таллинн производит быстрый эффект, чтобы насладиться другими двумя столицами нужно большее время.
Дороги - как я уже писал, в Латвии дороги нормальные, хоть и узкие и латанные. Литва по-праву гордится своими дорогами, видимо еще из-за того, что сама занимается их строительством и поддержанием в надлежащей форме. Эстонии дороги помогает строить Евросоюз, о чем свидетельствуют информационные щиты, делает это небыстро, но неплохо.
Цены. Наличие своей валюты у каждой из стран немного обескураживает. Самое неприятное, что постоянно приходится забивать себе голову сложными рассчетами: "сколько поменять, чтобы ничего не осталось". Задача не облегчается даже с применением пластиковых карточек, наличные все равно нужны. Курсы на начало 2009 года были такие: 1 эстонская крона=2.6 рубля, 1 литовский лит=10 рублей, 1 латвийский лат=50 рублей, 1 евро = 34 рубля. Уровень цен примерно одинаков. Возможно, немного дешевле все в Литве.
Гостиницы. Отреставрированы и отремонтированы. Очень приличные и недорогие. До сих пор в восторге от Daugirdas Old City в Каунасе.
Про заблуждения
Несмотря на откровенный негатив, полученный после посещения Музея оккупации Латвии (в Вильнюсе и Таллинне похожие музеи тоже есть, правда там они не расположены на центральных площадях городов как в Риге), хочется сказать несколько слов об отношении прибалтов к россиянам.
Вопреки заблуждениям, а мне многие знакомые задавали этот вопрос, "они нас НЕ ненавидят".
Пожалуй, самое лояльное отношение к России в Литве. Многие говорят по-русски, более того, молодежь старается выучить язык и у нас были случаи, когда пытаясь что-то объяснить, нас самих спрашивали, как это правильно сказать по-русски.
В Латвии все немного сложнее: с молодежью проще объясниться на английском, однако среди старого поколения русских и русско-говорящих предостаточно.
Самая интересная ситуация в Эстонии. В западной части страны, за исключением, пожалуй, Таллинна, преимущественно проживают эстонцы и, например, в Пярну пожилая бабушка не смогла объяснить нам дорогу, а официантка в ресторане на наше счастье немного владела английским, сидевшие за соседним столиком российские туристы не смогли заказать себе еду без нашей помощи. Чем дальше на восток, тем выше процент русских. В Нарве - около 90%, и так как занимать посты в администрации города русским не дают, приходится "импортировать" эстонцев с запада.
Конечно, времена бескорыстной "любви народов" прошли, а кто, как не российский турист поможет поднять экономику? Тем не менее, хочется сказать отдельное спасибо менеджеру гостиницы Вандянис, буквально поставившему меня "на ноги".
Бюджет поездки (на двоих)
Начиная с поездки по Европе-2008 (о ней мне еще предстоит написать), мы начали заморачиваться и записывать каждый расход, будь то прокат автомобиля, обед или чашка чая.
- Визы - 240 евро
- Гостиницы - 478 евро
Юбилейная (Пустошка) - 30 евро; Ambassador (Вильнюс) - 50х2=100 евро; Daugirdas Old City (Каунас) - 58 евро; Vandenis(Паланга) - 44х2=88 евро; Augustine (Рига) - 42 евро; Uniquestay (Таллинн) - 55х2=110 евро; King (Нарва) - 50 евро. - Транспорт (бензин, страховка, парковки итп) - 200 евро
- Еда (вкл. НГ) - 670 евро
- Сувениры, билеты, шоппинг - около 500 евро
Итого: 2100 евро
В сумму не включены расходы на обратную дорогу (Нарва-Санкт-Петербург-Москва)
Если вычесть сувениры, то получается Новогодний тур по Прибалтике на 12 дней с включенным трехразовым питанием, выпивкой и новогодним банкетом - по 800 евро на человека...
Прибалтика 09. Оглавление маршрута:
Подготовка → Москва-Пустошка → Даугавпилс → Центр Европы → Вильнюс. Приезд → Вильнюс. Город Гедиминаса → Вильнюс. Ужупис → Другой Вильнюс → Тракайский замок → Каунас → Паланга → Новый Год в Паланге → Куршская коса → Шяуляй → Гора Крестов → Рига → Пярну → Таллинн → Водопад Валасте → Нарва → Итоги поездки