Не без труда припарковав накануне машину около гостиницы Nacional, на следующее утро мы решили не прибегать к помощи нашего транспортного средства, а перемещаться по Лиссабону пешком. Выбравшись на улицу и преодолев пару кварталов, отделявших наш отель от "проспекта Независимости" (Avenida da Liberdade), мы зашагали к центру города.
Как и подобает "настоящему городу", Лиссабон был расположен на семи холмах: Истрела (Estrela), Санта Катарина (Santa Catarina), Сан Педро де Алькантара (Sao Pedro de Alcantara), Сан Жорже (Sao Jorge), Граса (Graca), Сеньора ду Монте (Senhora do Monte) и Пенья де Франса (Penha de Franca). На самом деле нас больше всего интересовал лишь один: Сан Жорже, - самый высокий из них с одноименным замком на своей вершине, но начали мы своё путешествие немного с другого.
Байша и Байру Альту
Широченный бульвар, коим на самом деле являлась Авенида да Либердаде, вывел нас вначале к площади Реставраторов (Praca dos Restauradores), а затем и Россио (Rossio) или площади Дона Педро IV (Dom Pedro IV) с памятником этому португальскому королю в центре, фасадом Национального театра и фонтаном между ними. Главным же украшением площади, конечно, было ни первое, ни второе и ни третье, а так называемая "сalcada portuguesa" или "португальская мозаика" - повторяющийся узор или целая картина, выложенная из маленьких кусочков брусчатки произвольной формы. На Россио в качестве узора были выбраны чередующиеся черные и белые зигзаги волн, благодаря которым площадь буквально начинала плыть под ногами.
"Покачавшись" несколько минут на волнах, мы устремились дальше по начинавшейся здесь же главной пешеходной улице города Rua Augusta, но преодолев всего лишь один квартал не смогли сдержаться, чтобы не свернуть с нее на перпендикулярную ей и также пешеходную Rua de Santa Justa. Привлекла же нас ажурная стальная конструкция в её конце, оказавшаяся на самом деле лифтом.
Возвращаясь к географическому расположению города на семи холмах, с одной стороны это придавало Лиссабону особый шарм, ставя его в один ряд с Римом, Стамбулом и, кстати, Москвой, - но, с другой, добавляло жителям города проблем по преодолению столь больших перепадов высот. Особенно остро проблема встала к концу XIX века на границе городских районов: Байша (Baixa) и Байру Альту (Bairro Alto), - нижнем и верхнем городе, начавших активно перестраиваться сразу после землятресения 1755 года.
Уже с 1876 года начали появляться проекты фуникулёров, соединяющих нижние и верхние городские районы. В 1884 году был открыт первый фуникулёр Лавра (Ascensor do Lavra), через ещё год - Глория (Ascensor da Glória), соединивший площадь Реставраторов и Байру Альту, в 1892 году - Бика (Ascensor da Bica), а спустя пятнадцать с небольшим лет был торжественно открыт и единственный вертикальный лифт, связавший Байшу и Ларгу ду Карму (Largo do Carmo). Подробности можно найти на сайте транспортной системы Лиссабона.
Лифт Санта Жуста, иногда также называемый Лифтом Карму, был построен Раулем Меснейром (Raul Mesnier) - учеником Густаво Эйфеля, родившемся в Порту в семье выходцев из Франции. Вначале лифт приводился в движение паровыми машинами, а в 1907 году он был переоборудован на электрические двигатели. За 2.9 евро на человека мы купили четыре билета и, отстояв небольшую очередь на подъём, устроили себе небольшую фотосессию на смотровой площадке в Ларгу ду Карму.
Теоретически можно было спуститься в Байшу пешком, но раз билеты были куплены в обе стороны, вернул на землю нас всё тот же лифт Санта Жуста.
Подъём в замок Сан Жорже
Возвращаться на пешеходную Rua Augusta мы не стали, но пройти мимо площади Коммерции (Praca do Comercio) всё равно не смогли, - единственное, что попали на неё мы не через триумфальную арку, а по более спокойной "золотой" улочке (Rua Aurea), то и дело останавливаясь у ювелирных магазинов. Поглазев около четверти часа то на видневшийся вдали мост 25 апреля (Ponte 25 de Abril), то на кишащую рыбой у самой набережной реку Тежу, мы развернулись и двинулись к поставленной ещё утром главной цели дня - замку Сан Жорже.
Наверняка для того, чтобы добраться до входа в замок, существовал более короткий путь, - мы же решили "прикинуться" трамваями и, пойдя несколько кварталов вдоль путей, вскоре наткнулись ни много, ни мало на Кафедральный собор Лиссабона (Se). Несмотря на то, что строительство первого здания относилось к концу XII - началу XIII века, четыре века до этого во времена правления арабов здесь была мечеть, а ещё четыре века до этого, во времена вестготов - христианский храм.
Дорога с трамвайными путями продолжала медленно подниматься в гору, затем начала изгибаться, открывая панорамные виды на реку Тежу и квартал Альфама (Alfama) - старейший исторический район Лиссабона. Никуда не спеша и не пропуская по пути магазинчики и сувенирные лавки, спустя почти час мы наконец-то добрались до указателя на замок. Он был в противоположной стороне от Альфамы и мы, преодолевая искушение, свернули в нужный переулок, но не успели пройти и ста метров, как надпись "холодная сангриа" на грифельной доске заставила нас отложить посещение замка ещё почти на час.
В конце концов мы не только утолили жажду напитком весьма отдаленно напоминавшим испанскую сангрию, но и основательно перекусили. Вход в замок встретил нас получасовой очередью.
Если Кафедральный собор нёс в своем облике все черты христианского храма, замок, который вполне можно было считать его сверстником, назывался "мавританским". Хотя первые укреп-сооружения появились здесь во II веке до н.э., а первые крепостные стены появились на холме в 48 году до н.э., когда Лиссабон официально стал частью Римской Империи, - значительной перестройке и расширению замок подвергся в X веке во времена арабского правления. В 1147 году в результате Второго Крестового похода, португальский король Альфонсу I (Afonso Henriques) захватил замок и, несмотря на то, что прилегающие территории ещё не были освобождены от арабов, до конца XII века успешно отражал все их набеги и осады.
Перелом
Как будто в подтверждение известной пословицы: "Переплыл море, да в луже утонул", - наш друг умудрился получить перелом пальца на ноге, спрыгнув на землю с каменного парапета высотой всего двадцать сантиметров. Произошло это как раз в замке Сан Жорже, куда мы "карабкались" всю первую половину дня. Понятное дело, что вторая половина была посвящена поездке на такси в больницу и показавшемуся бесконечным ожиданию гарантийного письма об оплате из страховой компании. Правда затем последовали почти молниеносные рентген и гипс.
Добравшись на очередном такси до гостиницы, мы всё же решили выгулять прозябавшего целый день без дела "железного коня" и, дабы хоть немного повысить настроение, посвятить вечер шоппингу. В этом нам сполна помог считавшийся самым большим в Европе торговый центр Colombo. Вместо поисков ресторана со сломанной ногой, мы предпочли купить продуктов в супермаркете и устроить себе поздний ужин прямо в номере.
Португалия 10. Оглавление маршрута:
Алгарве → Синтра → Лиссабон → Через Эвору в Севилью → Итоги поездки