Потратив весь предыдущий день на обход основных достопримечательностей Паланги и созерцание волнующегося моря с прячущимися от ветра в палатках отдыхающими на его берегу, - на следующий мы не придумали ничего умнее, как просто сбежать из города. Вариантов, куда это сделать, у нас было не так уж и много, выбрали же мы и подавно самый очевидный - на Куршскую косу.
Продолжая проводить параллели с новогодней поездкой семилетней давности, следует сразу добавить, что точно также мы поступили 1 января 2009 года, уехав из Паланги и гостиницы Вандянис в Клайпеду, а оттуда - паромом на косу. Боюсь соврать, во сколько нам обошлась переправа тогда, сейчас же мы отдали за билет туда-обратно 11.60 евро.
Однако, в этот раз свой маршрут по литовской части косы мы решили начать с самой дальней точки: Ниды, - а затем возвращаться обратно к Клайпеде, посещая остальные населенные пункты.
Неринга
Раз уж я заговорил про "литовскую" часть и "населённые пункты", придётся в начале рассказа уделить пару слов административному делению Куршской косы. Во-первых, она располагалась на территории двух государств: России (южная часть) и Литвы (северная) - дальнейшее повествование будет только про литовскую часть. Во-вторых, самый северный её населённый пункт Смильтине (Smiltyne) административно принадлежал Клайпеде, остальные были объединены в один: Нерингу (Neringa).
Наконец, в-третьих, этих самых "городков", входящих в состав Неринги не четыре, а пять: Алкснине (Alksnyne), Юодкранте (Juodkrante), Пярвалка (Pervalka), Прейла (Preila) и Нида (Nida). Алкснине - первую из них, многие просто не замечают, потому что в ней всего два жилых дома, но главное - пропускной пункт, на котором осуществляется оплата въезда в эту самую Нерингу. Зимой 2009 года мы и сами не заметили, как миновали этот участок, заплатив несколько лит. Сейчас же, увидев на заборе цену в 20 евро, наши глаза округлились настолько, что смогли разглядеть деревенские дома левее, через дорогу от КПП, но деваться было некуда и, разменяв очередной "полтинник", мы направились в Ниду.
Нида
Чтобы преодолеть сорок километров, отделяющих Алкснине от Ниды и найти на окраине города парковку, безрезультатно сделав пару кругов по его центру, нам пришлось потратить больше часа, а, учитывая плачевную ситуацию с завтраками в нашей гостинице в Паланге, - первым делом мы завернули в кафе, где провели ещё около получаса, поедая яичницу с выпечкой.
Добравшись наконец до центра, мы обнаружили одно нововведение, которого, если мне не изменяет память, не было семь лет назад - это пару десятков деревянных флюгеров на длинных шестах, установленных на набережной в самом центре Ниды.
Как гласил информационный стенд, в старину такие флюгеры устанавливались на мачтах рыбацких лодок. В его центре размещался флаг, показывающий принадлежность лодки к определённому населённому пункту на берегу Куршского залива. В передней части рыбаки помещали геометрические фигуры, понятные только им самим. По мнению современных исследователей они играли роль талисманов и их назначение было оберегать рыбаков от морской стихии. Всё остальное оформление флюгера было неразрывно связано с историей владельца лодки: начиная с количества лодок и домов и заканчивая размером семьи и событиями из личной жизни.
Насмотревшись на флюгеры, настало время обратиться к схеме города, раздобытой перед этим в туристическом офисе. Однако, проложив примерный маршрут по двум улицам Ниды, к его концу мы напрочь забыли, в каком из увиденных домов жил немецкий писатель Томас Манн или в честь кого была установлена та или иная скульптура.
Прейла
Вернувшись к машине, мы устремились в обратный путь, поставив себе цель посетить все городки Неринги, и первой в наших планах была деревушка Прейла, расположенная в десяти с небольшим километрах севернее Ниды. Несмотря на то, что преодолеть это расстояние мы смогли лишь через час: просто решили по дороге заскочить на пляж, - зато здесь нам повезло с парковкой и, оставив машину на неожиданно освободившемся месте на центральной и единственной улице города, спустя пару минут мы уже добрались до берега залива.
Забегая вперёд, Прейла оказалась нашим "номером один" Куршской косы, обогнав по фотогеничности и Ниду и Юодкранте. Возможно сказалось практически полное отсутствие туристов, а быть может и разгулявшаяся погода, раскрасившая деревушку яркими красками. Из достопримечательностей, отмеченных деревянными столбиками, запомнилось лишь здание немецкой школы, но подробная история о ней к моменту написания этого текста из памяти уже стёрлась.
Пярвалка
Насладившись видами Прейлы, мы двинулись дальше на север, где ещё через десять километров пути нас ждала Пярвалка. И здесь нам откровенно подвезло с парковкой, правда, немаловажную роль в этом везении сыграла разгулявшаяся погода, а точнее вызванная ей жажда, в свою очередь заставившая нас держаться указателей "на магазин", у которого в итоге мы и оставили машину.
Пярвалка нам не понравилась. Несмотря на то, что в центральной части деревни сохранились аутентичных домики, прибрежная часть была отдана под новострой, но хотя возникший в результате коттеджный посёлок и был выдержан в традиционном стиле, наличие стекла и бетона сильно подпортило нам общее впечатление.
Пляж
Купленная и выпитая в магазине вода вызвала смежное желание, для удовлетворения которого нам пришлось повременить с возвращением в Юодкранте. На наше счастье пляж начинался практически сразу после выезда из Пярвалки и хотя парковка тут была уже платная, за посещение туалета платить не пришлось, а коль скоро в нашем распоряжении появился оплаченный час, не дойти до моря было бы неправильно.
Самое время сказать пару слов про пляжи на Курской косе: на одном, как я уже писал, мы были двумя часами раньше возле Ниды, - на другой выбрались рядом с Пярвалкой. В целом они мало чем отличались от пляжей Паланги: те же хаотично разбросанные по песку тела отдыхающих, палатки и минимальная инфраструктура, - однако, нам показалось, что волны были поменьше, да песок пожелтее. Как бы то ни было, на температуре воды и нашем желании окунуться это никак не сказалось - нас хватило лишь на "намочить ноги" и, пройдясь метров сто туда-обратно вдоль берега, мы предпочли вернуться к машине.
Юодкранте
Следующие пятнадцать километров на север промелькнули незаметно и, потратив немногим больше четверти часа, чтобы доехать до Юодкранте, мы обнаружили, что по-сравнению с утром, здесь практически не осталось туристов. И это было неплохо, так как мы без проблем нашли место для машины, но вот ничего умнее, чем снова забраться на "Гору ведьм", мы так и не придумали.
Но возвращаться на "большую землю" нам тоже пока не хотелось, поэтому чтобы как-то разнообразить по-сравнению с 2009 годом осмотр деревянных скульптур, мы вошли в Raganu Kalnas через выход, а вышли, соответственно, через вход.
Проведенного в лесу часа хватило, чтобы окончательно умотать себя ходьбой и, вернувшись в город, мы поняли, что насытились приключениями за этот день по-полной. Забравшись в машину, мы как и семь лет назад решили не посещать своим вниманием ни Смильтине, ни Клайпеду, проложили маршрут до Паланги и через полтора часа приводили себя в чувства в номере отеля. На улице уже стемнело и, решив не искушать судьбу поисками новых ресторанов, мы провели остаток вечера за ужином в уже известном нам по предыдущему дню Ramus-е.
Прибалтика 16. Оглавление маршрута:
Дорога к морю → Паланга → Куршская коса → Из Литвы в Латвию → В обратный путь → Итоги