Засыпанный снегом Гудванген и поглощенный туманом Нерёйфьорд заставил нас всерьез задуматься о смене первоначальных планов. Не было никакого смысла делать крюк в сто километров и чувствовать себя персонажами небезызвестного мультфильма "про ёжика" на Хардангерфьорде.
Как бы то ни было, времени подумать у нас было еще предостаточно. Трасса 13 или "Хардангервеген" ответвлялась от нашей E16 в Воссе (Voss), а до него из Гудвангена еще предстояло преодолеть около пятидесяти километров. Примерно в середине пути - в Оппхайме (Oppheim) из-за туч выглянуло солнце и там же мы попали в пробку.
Снегопад в начале мая
Судя по всему, Норвегия и снег - слова синонимы и, со слов Сигрунн, многие горнолыжные склоны закрываются всего на пару месяцев в году. Но такое количество снега, выпавшего в ночь со 2 на 3 мая, аккурат в первый день нашей поездки, - даже для самих норвежцев стало неожиданностью. Забегая вперед, вечером в Бергене нам несколько человек взахлеб рассказывали, что видели утром что-то "невероятное", и в прошлом году у них в это время уже была "жара +20 градусов".
Не меньшей неожиданностью снег стал и для водителей грузовиков, пытавшихся в то утро "штурмовать" подъем от Восса к Оппхайму. У большинства из них сделать это не получалось и, стоя прямо на дороге, они вешали на колеса цепи, что практически полностью парализовало движение в попутном направлении и, соответственно, создало проблемы нам, движущимся навстречу.
Тем не менее, сказать, что на дороге "воцарил хаос", было нельзя. Снегоуборочная техника работала с раннего утра, дежурили тягачи, а в самых проблемных местах "специально обученные" люди, связываясь по рации, распределяли движение встречных потоков.
Гранвин
На преодоление двадцати пяти километров, что отделяют Восс от Оппхайма, мы потратили больше часа. Точно такой же отрезок пути по тринадцатой дороге через двадцать минут привел нас на берег озера Гранвин. Самое время было сделать небольшую остановку, чтобы прийти в чувства после двухчасового переезда из Гудвангена. Долго выбирать для нее место нам не пришлось и мы приткнулись на первой попавшейся на пути придорожной парковке с информационным стендом и потрясающим видом на озеро.
Ошибочно приняв озеро за начало (или конец) фьорда, наше предположение было опровергнуто огромной льдиной, прибитой к дальнему берегу и, наконец, картой региона, размещенной на парковке и сообщающей, что перед нами однозначно озеро. Сам фьорд начинался за узким перешейком на котором тринадцатая трасса соединялась с седьмой - именно той, с которой мы начали свой путь утром.
Квандаль
Всего десять километров отделяют Гранвин от Квандаля (Kvanndal) - маленького городка на берегу Хардангерфьорда - в той его части, где основной фьорд преломляется и затем расходится на север и юг двумя лучами: Эйдфьордом и Сёрфьордом. Посещение всех их никак не умещалось в программу нашего и без того короткого путешествия, поэтому в Квандале мы решили сделать основательный "привал", чтобы насладиться открывавшимися отсюда видами.
Помимо десятка частных домов, в городке был расположен кемпинг, кафе-магазин и терминал паромной переправы Квандаль-Утне. С последней мы и начали свою "фотоохоту", проторчав на пристани и прилегающему к ней миниатюрному парку около получаса. Все это время по-соседству маячила пестрая группа молодежи, то и дело норовивших попасть в кадр. Как выяснилось позже, когда мы перешли дорогу от пристани, чтобы посетить своим вниманием кафе, это были туристы из Китая. Совмещая поглощение бургеров с кока-колой с перебежками до берега фьорда и обратно, они создали такой шум и "срач" на столиках кафе, что свою сосиску с кофе мне пришлось есть на улице.
На счастье владельца закусочной вскоре вся эта шумная толпа как по команде переместилась в автобус и уплыла на пароме в Утне, а ему с удрученным видом пришлось сгребать со столов последствия "китайского нашествия". Нам же выдался еще один шанс сфотографировать Хардангерфьорд, пребывая теперь на его берегу в полном одиночестве.
Дорога в Норхеймсунд
Самым живописным местом на всем нашем пути по северному берегу Хардангерфьорда от Гранвина до Норхеймсунда был именно Квандаль. Мы делали еще несколько остановок на своем пути, но ширина фьорда неуклонно росла, что, учитывая погоду, делало его менее фотопривлекательным.
Лишь одно место, которое стоит особо отметить и которое так и не удалось запечатлеть из-за отсутствие места для парковки машины - Фиксесундский мост (Fyksesund Bridge), перекинутый в начале прошлого века через одноименное ответвление фьорда.
Около шести вечера мы добрались до Норхеймсунда, после которого дорога свернула в горы. Здесь нас ждал маленький бонус: водопад Стайнсдалсфоссен (Steinsdalsfossen), "щелкнуть" который удалось буквально с обочины - подъездные пути были отрезаны проводившимися ремонтными работами.
Впереди оставалось около семидесяти километров пути или час с небольшим езды до Бергена.
Норвегия 13. Оглавление маршрута:
Вступление → Отлет-прилет → Дорога в Гудванген → Хардангерфьорд → Берген → Согнефьорд → Осло → Итоги поездки