Утренний подъем в Alkoven-е получился тяжелым. Голова была забита впечатлениями от вчерашнего дня, а тело еще не успело перестроиться на такой интенсивный график и требовало отдыха. Впридачу за окном моросил дождик и внутренний голос подсказывал, что из Бергена надо уезжать.
Затолкав в себя купленные накануне и замерзшие за ночь в холодильнике круассаны, мы позвали Элизабет, чтобы поблагодарить ее за гостепреимство и отдать ключи от комнаты. Видимо, помня разговор накануне, в котором мы планировали утреннюю прогулку по городу, она предлагала нам оставить их еще на полдня, чтобы иметь возможность привести себя в порядок по-возвращению, но мы, не став объяснять ей, что планы немного изменились, раскланялись и поспешили на улицу.
Трасса E39
Загрузив чемодан в благополучно переночевавшую под большим каштаном "Фиесту", мы выехали из Бергена. Запланированный на предстоящий день маршрут был длиннее вчерашнего на пятьдесят километров и проходил по северному берегу Согнефьорда с переправой в Лаердаль и еще ста километрами по Е16 до маленькой деревушки Рон, в которой у нас была забронирована гостиница. Но прежде, чем оказаться на Согнефьорде, нам необходимо было преодолеть сто километров на север от Бергена по трассе E39.
Навигатор обещал почти два часа езды и, оценив количество оставшегося в баке бензина, дабы не искушать судьбу по дороге, мы решили заскочить на заправку и не пожалели об этом - хоть с наличием бензоколонок на дороге проблем и не было, на Согнефьорде топливо подорожало почти на полторы кроны за литр.
Преодолев Нордхордландский мост, Е39 какое-то время шла вдоль Остер-фьорда, а затем сворачивала в горы - на север. Как будто почувствовав это, прямо перед самым изгибом мы сделали остановку, чтобы зайти в супермаркет - мысль о "традиционном норвежском сыре", распробованном на завтраке в Hagaled-е, не покидала нас весь прошлый день, и сейчас было самое время реализовать задуманное.
Дальше дорога больше походила на сказку "Двенадцать месяцев". Преодолевая очередной туннель и оказываясь в очередной долине или на перевале, мы становились свидетелями смены времен года. То шел дождь, то светило солнце, где-то уже зеленела трава, а где-то земля была покрыта полуметровым слоем снега.
Паромы как часть дороги
Выскочив из очередного туннеля, мы наконец очутились на южном берегу Согнефьорда, а точнее на одном из его рукавов - Инстефьорде. Через десять километров трасса E39 обрывалась фьордом, а точнее упиралась в паромную переправу Оппедаль-Лавик.
Вообще, необходимо отдельно сказать несколько слов о норвежских паромах. В отличие от средиземноморских или канарских, плавание на которых связано с целым ритуалом покупки билетов, поиска нужного причала, погрузки-разгрузки и так далее, в норвежских фьордах паромы скорее являются "частью дороги". Другими словами, нужно на него заехать, предварительно оплатив прямо из окна машины стоимость билетов, проплыть 10-20 минут, съехать на сушу и продолжать движение.
Наверное, мы не были бы собой, если б не изучили расписание паромов на сайте http://www.fjord1.no/ в процессе планирования маршрута. Более того, для всех паромов, которые попадались на нашем пути, мы даже переписали расписание и сейчас, когда до Оппедаля оставалось десять километров пути, до отправки нашего первого парома в Лавик оставалось 15 минут. Останавливаться в Инстефьорде и терять полчаса в ожидании следующего рейса не было никакого смысла, тем более, что позади была только четверть дистанции, а на часах уже был полдень.
Наш первый корабль назывался "Lifjord". Весь путь занял двадцать минут и обошелся в 116 NOK (машина с водителем + пассажир). На борту работало кафе, в котором был съеден хот-дог и выпито кофе.
Лавик - Хоянгер - Балестранд - Согндаль - Лаердаль
Наш путеводитель, в который мы в последний раз заглянули, пока плыли на пароме в Лавик, упорно рекомендовал для любования красотами Согнефьорда выбрать именно водный путь. Лучшим временем года при этом назывался июль. Мы же были на машине и в самом начале мая, в чем, как оказалось, также есть свои преимущества.
В своей западной части Согнефьорд имел достаточно пологий северный берег, а если сказать точнее - скалы не "втыкались" отвесно в море, а спускались к нему плавно, оставляя достаточно широкую полосу суши. Это давало возможность, во-первых, селиться на этом берегу людям, во-вторых, сделать достаточно прямую дорогу и, в-третьих, разместить большое количество смотровых площадок. Так как начало мая в Норвегии с очень большой натяжкой можно считать весной - в нашем случае, вообще все завалило снегом, деревья, растущие на берегу фьорда, еще не имели листьев. С одной стороны это не добавляло тепла и красок, но с другой - совершенно не мешало наслаждаться видами Согнефьорда.
В Вадхайме трасса E39 свернула на север в горы, а мы продолжали свой путь по Rv55 - в Хоянгер и далее - в Балестранд. Горы становились круче, вновь появились туннели. Миновав Хоянгер, мы очутились на необыкновенном по красоте Ланефьорде, который даже не был обозначен на нашей карте, а сказка "Двенадцать месяцев" нашла свое продолжение. Если в Хоянгере моросил дождь, то здесь - в Лане было сухо и создавалось впечатление, что осадки его просто обходят стороной. Еще через полчаса мы с удивлением обнаружили, что Балестранд просто завален снегом. Здесь нас ждал второй паром, который должен был нас перевезти через узкую полоску воды из Драгсвика в Хеллу (10 минут, 83 NOK).
Несмотря на не очень-то и большое расстояние в 160 километров, которое мы преодолели по северному берегу Согнефьорда, весь маршрут занял больше пяти часов, конечно, чистое время в пути было меньше из-за многочисленных остановок. Но уже на середине пути дорога начала утомлять. Пару раз прямо перед машиной на асфальт выскакивали на первый взгляд мирно пасущиеся на обочине козы, что давало большой приток адреналина, а один раз дорогу и вовсе перебежало семейство косуль - хорошо, что не медведей.
В какой-то момент у нас начало возникать состояние "дежавю" и мы по-очереди подкалывали друг друга фразой: "О! А мы тут уже проезжали!". В действительности же очень похожие друг на друга горы, изгибы дороги, а особенно одинаковые норвежские домики - картинки за окном иногда были очень подобны.
Согндаль не привлек наши взгляды ничем особенным - достаточно большой город с какими-то промышленными предприятиями, но мы все же остановились в нем на какой-то заправке, чтобы засунуть в меня еще один хот-дог и залить почти поллитра кофе. Дальше дорога ушла в горы и туннели, один из которых закончился паромной переправой Манхеллер-Фоднес (15 минут, 99 NOK).
Пансионат Furulund и новежский лосось
Кафе в Лаердале в домике с земляной крышей было закрыто. Было очень тяжело осознать, что мы реально были тут "вчера" - казалось с того момента прошла целая неделя. Тем не менее, мы все равно остановились на пустой парковке, чтобы перевести дух и подождать пока откроется "второе дыхание" - ведь именно оно понадобилось нам еще на два часа пути по E16 через перевал, ремонт дороги, снег и потом дождь, чтобы оказаться наконец в маленькой деревушке Рон, где, как я уже писал в самом начале, у нас был забронирован номер в Furulund Pensjonat.
В Роне дождя не было, но было холодно. Буквально одурев от последнего отрезка пути, нам понадобились три попытки, чтобы найти нашу гостиницу - единственную в городе. Первым делом мы были приглашены на ужин, который, как выяснилось, подавался к семи вечера. На часах же было начало девятого и Бетти - владелица пансионата и повар по-совместительству, очень из-за этого переживала. Мы не стали с ней спорить, и прямиком направились в столовую.
Томатный суп, лосось и мус на десерт - первое и последнее я бы никогда не стал заказывать, если бы это было в меню, чтобы найти нечто похожее на второе, мы потратили два часа накануне в Бергене. А в итоге, как это обычно бывает, суп и десерт я проглотил, пуская от удовольствия слюни, а преславутый "норвежский лосось" оказался мягко сказать "суховат и пресноват", видимо, долго нас ждал.
Маленькая чашечка настоящего, а не из автомата, кофе не прибавила сил, которых не осталось даже, чтобы посмотреть отснятые за день фотографии.
Норвегия 13. Оглавление маршрута:
Вступление → Отлет-прилет → Дорога в Гудванген → Хардангерфьорд → Берген → Согнефьорд → Осло → Итоги поездки