За последние десять-пятнадцать лет пешие прогулки приобрели бешеную популярность в Европе. Наверняка, многим доводилось наблюдать группки туристов в неказистых трековых ботинках на ногах и с лыжными палками в руках - для таких пешеходов Мадейра, сама того не ожидая, стала настоящим раем - и всё благодаря своим левадам.
Прежде чем перейти к рассказу об ирригационных (оросительных) каналах, одной из разновидностью которых как раз являются левады, скажу несколько слов о ходьбе.
Во-первых, "пеший туризм" не совсем подходящее определение для "ходоков с лыжными палками". Это скорее одна из форм, называемая "Скандинавской ходьбой" (Nordic Walking) и получившая распространение после рекламной компании, проведенной финской компанией "Exel" - производителем палок для такой ходьбы. Идея, взятая из методик конца 70-х годов XX века по подготовке лыжников в летнее время, была подкреплена рекламным лозунгом, что использование палок при ходьбе позволяет сжигать энергии на 46% больше, - и получила небывалый отклик в массах. Исследования Куперовского института (Cooper Institute), понятное дело, никто никогда не читал.
Во-вторых, "пеший туризм" получил развлекательную составляющую, или, другими словами, добавил приставку "пеший" к туризму обычному. Это когда Вас не просто провезли на автобусе, но ещё и заставили куда-то дойти пешком. Конечно, настоящие "хайкеры" всегда и везде ходят пешком, носят на спине рюкзак, а то и палатку.
Левады
Своим возникновением на Мадейре левады обязаны климатическим различиям между северными и южными районами острова. В первом случае осадков было много, во втором - наоборот. Однако, в XV веке сахарный тростник не зря назывался "белым золотом" и первые поселенцы быстро сообразили как расширить площади посевов, буквально, прорыв между влажными и засушливыми частями острова канавы.
Так появились первые левады. Но жители острова не остановились на достигнутом и за пять веков протяженность оросительных каналов выросла до астрономической величины, превышающей 2000 километров. Понятное дело, одними канавами дело не ограничилось, появилась разветвленная система шлюзов, резервуаров, фильтров и так далее, за надлежащей работоспособностью которой приходилось следить. Логично было предположить, что для осуществления такого надзора и обслуживания к левадам необходимо было иметь постоянный надежный доступ. Так вдоль них были обустроены пешеходные тропинки и ставшие впоследствии "раем для туристов".
Levada do Risco
Сами того не подозревая, мы побывали на леваде "без названия", когда карабкались к водопаду в Понта ду Сол, но желание отметиться на "настоящей" леваде завладело нами с начала нашего пребывания на острове. Не долго думая, мы выбрали самую разрекламированную всеми путеводителями "Леваду Риску", расположенную на высоте около 1000 метров над уровнем моря в западной части острова.
Первая попытка закончилась неудачно. Это был третий день. Погода была настолько отвратительной, что даже в Фуншале утром накрапывал дождик, передать же, что творилось в горах, думаю, мне не хватит словарного запаса. Говоря по-простому, дождь шёл параллельно земле, а некоторые порывы ветра пытались скинуть машину с дороги. Добравшись до парковки, расположенной на трассе ER110 у начала спуска к Рабасалу (Rabacal), мы, не выходя из машины, просто развернулись и поехали обратно. Такая погода, тем не менее, совершенно не останавливала некоторых туристов, выгружавшихся из микроавтобусов и, бодро размахивая палками, пропадавших в тумане - "охота пуще неволи".
Вторая попытка оказалась более удачной. Забравшись на гору по другой дороге, нежели в предыдущий раз, мы оставили машину на парковке и, миновав шлагбаум, потопали к Рабасалу. Нам предстояло пройти около двух с половиной километров, дорога была асфальтированная, но ездить простым смертным по ней было нельзя. Через минут двадцать мы встретили микроавтобус, подвозивший туристов туда и обратно. Дорога шла под уклон и, пропустив транспорт, мы зашагали дальше. Ещё примерно через полчаса мы добрались до Рабасала.
Кроме автобусной остановки здесь был оборудован информационный центр, все помещения которого, кроме туалетов, были закрыты. На "заборе" висела карта маршрута, а деревянные таблички указывали номер маршрута и расстояние до цели. До "водопада Риску" (Levada do Risco) было девятьсот метров, до "25 источников" (Levada 25 das Fontes) - два с небольшим километра. Мы решили начать с водопада и не дожидаясь, пока толпа "пешеходов" из появившегося вдали микроавтобуса затопчет нас, устремились в путь. Через сто метров наконец-то началась левада (напомню, с того момента, как мы оставили машину на парковке прошло уже больше часа).
На обратном пути мы тщетно пытались понять, какое расписание у автобуса, но такой информации "на заборе" не было. Пришлось идти пешком и преодолевать два с половиной километра в подъем с перепадом высот около четырехсот метров. Вот это действительно была хорошая "зарядка для хвоста". Наверху нас встретили туман и пронизывающий ветер - погода опять начинала портиться.
Впечатления
Видимо, "изобретение" левад не с практической, а с туристической точки зрения было оправдано отсутствием пляжей и связанных с ними традиционных "пляжных" видов активности. Поэтому, чтобы те не заплыли жиром, лежа у бассейна, жители Мадейры и придумали развлечение для отдыхающих на острове туристов - ходьба по левадам. И это, между прочим, хорошо пополняет кошельки местным турфирмам, ведь даже на примере левады Риску, надо добраться в горы, до парковки, до самого водопада - ведь это мы преодолели все эти пути самостоятельно, а у туристических групп есть ещё и гиды.
Может быть мы выбрали не совсем подходящее время (конец февраля) или место (хотя все путеводители рекомендовали), но "левадо-время-препровождение" нам не понравилось. По-крайней мере не настолько, чтобы с упорством маньяков покорять всё новые и новые тропинки вдоль канавок.
Мадейра 15. Оглавление маршрута:
Вместо вступления → Вокруг Мадейры → Острова Десерташ → Фуншал → Порту Санту → Левада Риску → Мадера → Итоги поездки