Главным лейтмотивом поездки на праздники 8 марта на Мальту стало "соперничество" двух ее островов: Мальты и Гозо, - итогом которого хоть и стала "ничья", но за небольшим преимуществом острова Гозо.
По одному баллу острова получили за "столицы": действующую, Викторию на Гозо и бывшую с пригородом, Мдину и Рабат - на Мальте. Еще по половине балла в копилку каждой "команде" добавили две бухты: Шленди и Марсашлокк. Azure Window вчистую переиграло своего "голубого брата" Blue Grotto и если бы не Валлетта с ее пригородами, победа Гозо была бы более безоговорочной.
Теперь, когда грубая раскладка сил более-менее ясна, по-традиции, пробегусь по остальным аспектам поездки.
Достопримечательности
Если верить выбору нашего путеводителя от Lonely Planet, за четыре дня мы "выбили" восемь достопримечательностей из десяти, оставив без внимания лишь островок Комино, мимо которого нам довелось проплыть дважды на пароме и Hal Saflieni Hypogeum - подземные полости, датируемые пятым тысячелетием до нашей эры, на экскурсию в который нужно было записываться заранее, - и нисколько не пожалели об этом, поверьте, мегалитических развалин Хагар Кима и Мнайдры нам вполне хватило.
Если верить рекламным плакатам на самой Мальте, список "топовых" достопримечательностей которого также состоял из десяти пунктов, наш результат оказался немного скромнее, там ещё значились какие-то садики южнее Рабата и, конечно, дайвинг.
Чтобы уж быть совсем последовательным, вот наш собственный топ-10 мест на Мальте и Гозо:
- Виктория (Гозо)
- Мдина и Рабат (Мальта)
- Лазурное окно (Azure Window) (Гозо)
- Шленди (Гозо)
- Марсашлокк (Мальта)
- Валлетта и Со-кафедральный собор Св.Джона (Мальта)
- Голубой грот (Blue Grotto) (Мальта)
- Окрестности Виктории (Гозо)
- Пригороды Валлетты (Слима, Витториоза) (Мальта)
- Хагар Ким и Мнайдра (Мальта)
Транспорт
По обоим островам вполне можно перемещаться на автобусе, велосипеде и даже пешком. Нами был выбран вариант "для ленивых" - прокатный автомобиль, однако, первое время он добавил гораздо больше стресса, чем все альтернативные виды транспорта. Дело в том, что движение на Мальте левостороннее и, несмотря на то, что мы уже имели опыт вождения на Кипре, здесь к правому рулю добавилась еще и "левая" коробка передач. На второй день, правда, водительское сознание зеркально отразилось, а на третий мы уже начали кое-кого обгонять, уж велосипедистов точно.
Нельзя не сказать пару слов о паромах, без которых практически невозможно переправить себя, а тем более своего "железного коня" с острова на остров. Существует расписание, но если в двух словах, ходят они в светлое время суток раз в полчаса. Интересен другой факт, платить за путь туда и обратно нужно только при отправке с острова Гозо.
Парковки
Если я ничего не путаю, мы видели платную парковку недалеко от главных ворот Валлетты. В остальном же парковки на Мальте либо бесплатные, либо "условно-бесплатные". На последних обитают таинственные существа "парковщики", которые могут подойти к Вам и попросить заплатить "сколько не жалко", а могут и не подойти. На Гозо все парковки были "безусловно-бесплатные".
Гостиницы
Гостиниц у нас было две: San Andrea в Шленди (Гозо) и Carlton, которого мы между собой называли "не ритц", в Слиме (Мальта). Обошлись они нам в 48 и 38 евро соответственно и эта разница в десять евро при одинаковом количестве звезд была видна невооруженным глазом, другими словами, за 48 нам понравилась "вдваразабольше". Carlton мы бронировали через www.venere.com, San Andrea - на собственном сайте (в системах бронирования её найти не удалось).
Рестораны и специалитеты
За четыре дня мы побывали в шести ресторанах. Выделить хочется только один - Ta Karolina в Шленди (Гозо), за что еще один маленький плюсик этому острову. Кухня на Мальте преимущественно итальянская, отсюда и самые положительные эмоции от всей "системы общепита", но вот вино мальтийцы и гозийцы производят собственное, и весьма неплохое. Ассортимент богаче на Мальте, правда стоит оговориться, что на Гозо у нас было меньше времени, чтобы его изучить.
К специалитетам традиционно относятся блюда из кролика, нам удалось попробовать лишь равиолли с начинкой из этого зверя, но выделить хотелось бы не это, а гозийские пирожки с сыром "рикотта", так называемые "пастицци" (бывают также с горохом). При цене от 30 до 50 центов за штуку, питаться ими можно почти целый день.
Промыслы
Если, кроме еды, отметить еще и несъедобные специалитеты, нельзя не сказать о гозийских кружевах. Создается впечатление, что эти рукодельные жители Гозо умеют плести их практически из всего, что попадается под руку: начиная с пряжи и заканчивая драгметаллами, - и получается очень достойно. Еще один плюсик Гозо.
Пляжи
Понятие "пляж" и для Мальты и для Гозо весьма условное и, несмотря на то, что на Гозо нам таки удалось найти кусок береговой линии, визуально очень похожее на "место для купания", главным "коньком" островов является дайвинг.
В отсутствии необходимой компетенции не буду ничего писать про "места для ныряния", для любителей спокойных волн и песочка на берегу ещё раз замечу: "кто ищет, тот всегда найдет".
Бюджет
Получилось 1600 евро на двоих, львиную долю которых составили транспортные расходы (перелет, прокат машины, паромы, парковка).
- Транспорт - 980 евро
- Гостиницы - 125 евро
- Еда - 350 евро
- Экскурсии - 70 евро
- Чаевые - 25 евро
- Сувениры - 50 евро
Заключение
Четырех дней, а если быть точнее, трех с половиной, нам вполне хватило, чтобы составить весьма полное впечатление о Мальте, как стране и Мальте и Гозо, как её основных островах.
Впечатление это было весьма приятное, однако, возникает вопрос: "Была бы неделя, не умерли бы мы со скуки?" Но это, возможно, уже другая история.
Мальта 14. Оглавление маршрута:
Вступление → Виктория (Гозо) → Остров Гозо → Юг Мальты → Мдина и Рабат → Марсашлокк → Валлетта → Итоги поездки