Как я уже писал в первой главе этого маршрута, самый большой из Липарских островов: Липари (ударение на первый слог), - стал нашим своеобразным плацдармом для знакомства с остальными островами архипелага и сейчас настало время посвятить отдельную главу именно ему.
Но прежде, чем начать этот рассказ, стоит сделать небольшую оговорку: повествование будет полностью лишено хронологической линии за исключением, пожалуй, последнего дня на острове, - ведь мы прожили на Липари пять полных дней, за которые дюжину раз побывали в его столице, три раза оплыли вокруг него на лодке и дважды объехали на машине.
Остров
По-традиции начну с истории, а точнее с названия острова: как и в случае с Филикуди здесь не всё так однозначно. Во времена неолита Липари был одним из немногих средиземноморских центров по добыче и торговле обсидианом. Называемая также "вулканическим стеклом", эта горная порода несколько тысяч лет назад пользовалась колоссальным спросом у европейских племен, так как являлась основным материалом для изготовления орудий труда и оружия.
Свято место пусто не бывает, поэтому первые люди появились на острове около 5000 до н.э. и, как гласит местная легенда, назвали его в честь предводителя одного из переселившихся сюда племен, которого так и звали: "Liparus". Естественно, древние греки, приплывшие на Липари спустя приблизительно сорок пять веков, всё переделали на свой лад: назвали весь архипелаг в честь бога ветра Эола (Aeolus), а самый большой из островов связали с именем его тестя - Липара (Liparus).
Учитывая, что наша третья экскурсия называлась "Салина и Липари", вокруг острова мы сделали один полный круг, а принимая во внимание, что всего экскурсий было три, плюс мы сами плавали на Вулкано, да и из Милаццо и обратно на Сицилию добирались по воде, можно было смело утверждать, что некоторые части побережья мы успели изучить практически досконально.
Несомненно, самым живописным и одновременно труднодоступным с суши являлся западный берег острова. Здесь были и морские гроты, и куски скал, торчащих прямо из моря, и узкие полоски пляжей, попасть на которые можно было только с лодки. Как будто в противовес западному берегу, восточный был больше всего освоен. С этой стороны острова были сконцентрированы основные города, достопримечательности и промышленные объекты: порт в Липари, пляж в Каннето (Canneto) и шахты по добычи пемзы в Аквакальде (Aсquacaldа), - последние, правда, были заброшены.
Город
Вместе с тем, что Липари являлся самым большим островом архипелага, одноименный город на нём был самостоятельной достопримечательностью. Я бы даже сказал, что он был единственным городом на всех Липарских островах - все остальные населенные пункты представляли собой маленькие деревеньки, посёлки и курортные городки.
Раз уж за свою многовековую историю Липари смог «дорасти» до состояния «полноценного» города, нельзя не отметить, что жизнь эта стала не только увлекательной, но и весьма трагичной. Начав свою историю ещё в каменном веке, он пережил греков, римлян, арабов, сарацинов, норманнов, но 1544 году практически полностью был уничтожен османским флотоводцем и пиратом по-совместительству Хайреддином Барбароссой (Barbarossa Hayreddin Pasha).
К слову сказать, мужскую половину населения Липари он вырезал, а женскую продал в рабство и только благодаря действовавшему в те времена негласному союзу турок и французов, часть жителей была выкуплена в Мессине и возвращена на остров.
Спустя двенадцать лет император Священной Римской империи Карл V Габсбург распорядился возвести в Липари крепость и заново заселить остров. Крепостные стены дожили до наших дней и сохранили от следующих пиратских набегов не только сам город, но и главного покровителя Липарских островов, а точнее построенный в его честь собор - Святого Бартоломея.
Кафедральный собор Липари
Апостол Бартоломей (Варфоломей) был одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа и согласно преданию проповедовал в городах Малой Азии (территория современной Турции, Ирана, Азербайджана и Армении), где был убит, а затем захоронен. В конце VI века во время нашествия персов раку с мощами апостола бросили в море и она чудесным образом оказался на Липари.
Первые липарские христиане выловили из моря саркофаг и для хранения мощей святого возвели церковь, которая простояла до 838 года, когда была уничтожена захватившими острова арабами. Мощи были перевезены в Беневенто, где находятся и по сей день, но сам факт появления их на Липари прошел красной нитью через всю историю острова.
После освобождения норманнами в конце XI - начале XII века началось возведение новой церкви, ставшей в последствии резиденцией епископа или, другими словами, Кафедральным собором. В 1515 году строительные работы были завершены, спустя всего тридцать лет собор был сожжен дотла Барбароссой, а спустя ещё двадцать восстановлен. В XVIII веке наступила новая фаза в реконструкции собора. В 1728 году была создана серебряная статуя святого Бартоломея, в 1772 году собор получил два боковых нефа, а к концу века - новый базальтовый фасад и мраморный алтарь.
Бартоломею часто приписывали чудеса, связанные с изменением массы разных объектов и серебряная статуя святого не стала исключением. На Липари существует легенда, согласно которой во времена II Мировой войны Муссолини в поисках новых источников финансирования фашистского режима отдал приказ переплавить статую и продать, но после взвешивания выяснилось, что весит она всего несколько грамм, - это и спасло реликвию.
Marina Corta и Corso Vittorio Emanuele II
Кроме расположенного внутри крепостных стен Кафедрального собора и археологической зоны, у Липари было ещё как минимум два района, которые хотелось бы отметить.
Во-первых, это центральная улица города - Corso Vittorio Emanuele II, после полудня становившаяся наполовину, а в выходные - полностью пешеходной. Она концентрировала на себе и прилегающих улочках бесчисленное множество магазинов, кафе и ресторанов.
Во-вторых, порт Marina Corta, откуда мы трижды отправлялись на экскурсии по Липарским островам, и прилегающий к нему на юге квартал, который я бы назвал самым живописным в городе.
Citroën Méhari
Этот автомобиль был создан в 1968 году Героем Советского Союза, прославленным французским лётчиком из эскадрильи «Нормандия-Неман» Роланом де ла Пуапом (Roland de la Poype) и из-за простоты конструкции и легкого веса, а, как следствие, хороших скоростных и внедорожных качеств, - получил своё название в честь одногорбого верблюда со схожими достоинствами.
За двадцать лет было выпущено почти сто пятьдесят тысяч экземпляров машины, два или три десятка чудесным образом оказались на Липари и один из этих драндулетов мы взяли в прокат на день, чтобы прокатиться на нём по всему острову.
Сложно сказать, какие каноны скорости и проходимости были полвека назад, но наш экземпляр так и не смог разогнаться до шестидесяти километров в час (при заявленных максимальных ста двадцати пяти), а проверять его на бездорожье мы просто не решились. Тем не менее, сделав скидку на преклонный возраст, мы смогли сделать на своем Méhari два полных круга по острову: вначале против, а затем по часовой стрелке и спустя три с небольшим часа вернуть машину в прокатную контору.
За первый круг мы проехали по всем населенным пунктам острова, начиная с Каннето и заканчивая Пианокорте, полюбовались видами соседних островов из Кваттропани ("четыре буханки") и смотровой площадки Кватроччи ("четыре глаза"), доехали до города Липари и, решив, что ещё не насладились в полной мере ревом двухцилиндрового двигателя и вонью выхлопных газов, развернулись и поехали обратно. За второй круг мы отыскали римские термы Сан Калогеро (San Calogero) и обломались с экскурсией по единственной на острове винодельне Tenuta di Castellaro.
Вернувшись во второй раз за день в Липари, мы сдали машину обратно, пообедали в ресторане Il Galeone и провели остаток дня у бассейна нашей Villa Enrica, пытаясь упорядочить в голове впечатления минувшей недели.
Впереди было возвращение на Сицилию, поездка через пол острова в Палермо на электричке, прокат машины и вторая неделя отдыха, - обо всём этом в следующих главах.
Сицилия 15. Оглавление маршрута:
Вступление → Аликуди и Филикуди → Панареа и Стромболи → Салина и Вулкано → Липари → Запад Сицилии → Трапани и окрестности → Марсала → Центр Сицилии → Чефалу → Итоги