Вид на Калашибетту из Энны. Сицилия, 2015

Маршруты / Сицилия 15
Центр Сицилии — Энна, Пьяцца Армерина и Турецкая лестница

На фото: Вид на Калашибетту из Энны. Сицилия, 2015
Связанные материалы: Гостиница Paguro Ресторан Il PaguroРесторан La ScoglieraРесторан Lustru di Luna Сицилия (остров)

Позавтракав и расплатившись за номер, около одиннадцати утра мы выехали из Трапани. Впереди были сто пятьдесят километров и три дня на юге Сицилии в маленькой курортной деревушке Сикулиана Марина (Siculiana Marina). Прошедшие десять дней поездки достаточно сильно нас измотали и мы наконец-то решили расслабиться и предаться пляжному отдыху.

Почему при планировании маршрута мы выбрали именно эту деревню я сейчас уже не скажу. Может нас подкупили картинки километрового песчаного пляжа, может близость Агридженто, хотя в Долине Храмов мы уже успели побывать в 2010 году, а может нам просто понравилась цена Hotel Paguro, в котором нам предстояло провести эти три дня.

Дорога из Трапани заняла у нас гораздо больше времени, нежели обещал навигатор, к слову сказать, только мы запарковали машину, как честно купленный TomTom Go Mobile отказался работать. В качестве запасного варианта оставался обычный TomTom, но мы не планировали в тот день никуда больше ехать и, заселившись, направились обедать в ресторан при нашей гостинице с практически тем же именем Il Paguro.

Сикулиана Марина

Оставшееся до вечера время мы потратили на прогулки по пляжу и подсчёт количества ресторанов и гостиниц в Сикулиане Марине. Погода портилась на глазах, море штормило и о "водных процедурах" даже не хотелось думать. Насчитав в итоге три ресторана, найдя ещё одну гостиницу, кемпинг и несколько объявлений о сдаче апартаментов, мы предприняли попытку дойти пешком до Сикулианы (Siculiana) - основной части города, расположенной на некотором удалении от побережья.

Сикулиана Марина. Сицилия. 2015

Протопав около трёх километров, мы так и не дошли до города, несмотря на то, что расположенный на возвышенности он постоянно маячил в поле зрения. Более того, подгоняемые лаем своры собак, на счастье отделённых от нас и дороги сеткой-забором, мы предпочли развернуться и направиться в обратный путь, - кроме риска быть покусанными у нас были все шансы возвращаться в полной темноте.

Сикулиана Марина. Сицилия. 2015Сикулиана Марина. Сицилия. 2015

Адреналина добавили две машины карабинеров, не спеша проехавших мимо нас с интервалом в четверть часа, но мы всё-таки смогли  добраться до своей деревни, в сумерках, целые и невредимые. Следующие полтора часа мы пытались понять, почему макароны с йодом были самым дорогим блюдом в ресторане La Scogliera, а, вернувшись в гостиницу и погуглив "ricci di mare", выяснили, что ели морских ежей.

Энна

Сыр, ветчина и яйца за завтраком значительно подняли нам настроение после вечерних деликатесов, что никак нельзя было сказать о погоде: небо было полностью затянуто тучами, а ветер и волны окончательно прогнали с пляжа отдыхающих. Решив не ждать у моря погоды, мы воспользовались планом "Б" и, проложив маршрут до Энны (Enna), поехали в центр острова.

Гранд-отель Сицилия. Энна. Сицилия, 2015

Расположенная на высоте 931 метра над уровнем моря Энна являлась самым высоким областным центром (столицей провинции) в Италии. До 1927 года город назывался Кастроджованни (Castrogiovanni), получив это имя ещё при арабах в IX веке ("Qas`r Ianni" дословно означало "Форт Иоанна"). Пришедший к власти Бенито Муссолини сменил название города на данное ещё древними греками - Энна (Henna, Ηennaion).

Замок Ломбардия. Энна. Сицилия, 2015Замок Ломбардия. Энна. Сицилия, 2015

В нашем понимании это был классический "хилл-топ" - городок, расположенный на вершине холма, причём наверху располагалась лишь историческая часть Энны, называемая также Энна Альто (Enna Alto) - у подножья была современная часть города, Энна Бассо (Enna Basso).

Энна. Сицилия, 2015Энна. Сицилия, 2015Энна. Сицилия, 2015Энна. Сицилия, 2015

Дорога из Сикулианы Марины хоть и составляла всего сто с небольшим километров, заняла у нас немыслимых два с лишним часа, поэтому, очутившись на Via Roma, центральной улице Энны - мы мечтали побыстрее запарковаться и выпить кофе. С парковкой нам повезло и не повезло одновременно. С одной стороны в поисках свободного места мы проехали почти половину города, с другой - это место было бесплатным. С кофе таких заморочек не возникло.

Кафедральный собор в Энна. Сицилия, 2015

Понятное дело, возвращаться пешком в ту часть города, откуда приехали, мы уже не собирались, поэтому двинулись дальше, на восток, в направлении замка Ломбардиа (Castello di Lombardia). Но первым на нашем пути оказался Кафедральный собор Энны - конечно, до замка мы тоже дошли, но после посещения собора, честно говоря, это было лишним (или нужно было двигаться в обратном направлении).

Кафедральный собор в Энна. Сицилия, 2015Кафедральный собор в Энна. Сицилия, 2015Кафедральный собор в Энна. Сицилия, 2015Кафедральный собор в Энна. Сицилия, 2015

Строительство собора на месте церкви, пострадавшей в пожаре 1446 года, длилось более двухсот лет, но учитывая, что бОльшую часть удалось спасти от огня и отреставрировать, можно сказать, что он объединил под своими сводами четырёхвековую историю, начавшуюся ещё в XIV веке. Имея слегка громоздкий и ничем не примечательный внешний вид, при виде интерьеров, признаюсь честно, у нас открылись рты и, хотя сокровищница собора хранилась в музее Алесси (Museo Alessi), впечатлений от внутреннего убранство собора было вполне достаточно, чтобы больше не искать никаких достопримечательностей в этом городе.

Sicilia Outlet Village

Наверное, спустившись из Энны, можно было сразу поехать к следующему пункту нашей программы - ещё одному "хилл-топу" Пьяцце Армерине, а заодно посетить легендарное озеро Пергуза (Pergusa), где бог подземного царства мёртвых Аид похитил собиравшую на берегу цветы Персефону, дочь Деметры. В поисках пропавшей дочери богиня плодородия обратилась в Зевсу и тот приказал Аиду отпускать ставшую его женой Персефону каждые шесть месяцев на землю.

Согласно древнегреческой мифологии так появились времена года: весной и летом Деметра была с дочерью и покровительствовала земледелию, осенью и зимой Персефона возвращалась в подземный мир и природа угасала. Но вместо озера мы поехали в Sicilia Outlet Village. Сами догадаетесь за чем.

Пьяцца Армерина

Не сказать, что шоппинг нас удовлетворил, но нам всё-таки удалось потратить энную сумму денег, а также обеспечить себе дополнительное развлечение с Tax Refund на обратном стыке в Риме, но об этом немного позже. Сейчас же несколько слов о ещё одном городке в Центральной Сицилии - Пьяцце Армерине.

По-традиции начну с названия, тем более такого необычного: основавшие в X веке город Пьяцца (Piazza) арабы построили его на склоне холма Армерино (сolle Armerinо). Наверное, дальше можно было не продолжать, но тем не менее, современное название Пьяцца Армерина получила значительно позже в 1862 году, а вместо одного холма, город объединял  поселения на трёх соседних. В низине, практически точно в центре между этими тремя возвышенностями мы припарковали свою машину и, видимо опять по-традиции, улица та называлась Via Roma.

Кафедральный собор Пьяцца Армерина, Сицилия, 2015Кафедральный собор Пьяцца Армерина, Сицилия, 2015Кафедральный собор Пьяцца Армерина, Сицилия, 2015Кафедральный собор Пьяцца Армерина, Сицилия, 2015

Главная достопримечательность Пьяццы Армерины, как бы странно это ни звучало, располагалась в шести километрах на юго-запад от города и представляла собой руины древнеримской виллы Villa Romana del Casale. Но, будучи уже достаточно искушенными в посещении древнегреческих и древнеримских развалин, где, чтобы представить как это выглядело пару тысяч лет назад, на помощь могло прийти лишь воспаленное воображение, - туда ехать мы не собирались.

Церковь Святого Стефана. Пьяцца Армерина, Сицилия, 2015Пьяцца Доумо. Пьяцца Армерина, Сицилия, 2015

Интересовал же нас тот самый холм Армерино, с которого началась история города. Оплатив на полтора часа парковку и зашагав вперёд по Via Roma, мы вскоре вскарабкались к площади Гарибальди (Piazza Giuseppe Garibaldi), а затем, понапрягшись, к Piazza Doumo и Кафедральному собору Святой Марии Виттории (Cattedrale Maria S. Delle Vittorie). Конечно, такого впечатления, как Собор в Энне он на нас не произвёл, но и сравнивать их было нельзя: оба были хороши по-своему.

Пьяцца Армерина, Сицилия, 2015Пьяцца Армерина, Сицилия, 2015Пьяцца Армерина, Сицилия, 2015Пьяцца Армерина, Сицилия, 2015

Потом мы спустились по Via Cavour и, ловя на фасадах домов лучи садившегося солнца, сделали здоровенную восьмерку по старому городу, в итоге выйдя к припаркованной машине чуть ли не с противоположной стороны.

Пьяцца Армерина, Сицилия, 2015Пьяцца Армерина, Сицилия, 2015Пьяцца Армерина, Сицилия, 2015Церковь Святого Стефана. Пьяцца Армерина, Сицилия, 2015

Впереди было два часа обратного пути до Сикулианы Марины. Солнце ушло за горизонт где-то посередине этого отрезка, поэтому когда мы вернулись в гостиницу, на часах было семь вечера, а на улице - абсолютно темно. В Il Paguro нас ждал сделанный накануне вечером "спецзаказ": кусок мяса.

Турецкая лестница

В Сикулиане Марине наступило очередное утро и, выбравшись после завтрака на улицу, мы обнаружили, что небо не столь плотно как накануне упаковано тучами и ничто не мешало провести этот день на пляже. Кроме одного маленького дела.

Скала деи Турки. Сицилия, 2015

Хотя наш путеводитель от Lonely Planet и не ставил сицилийские пляжи в число топовых достопримечательностей, его авторы вовсе не умалчивали о их существовании на острове. В частности, даже наша километровая полоска песка не была обойдена вниманием, не говоря уже о пляже в Сан Вито Ло Капо, в котором мы были за несколько дней до этого. Но было ещё одно место в каких-то десяти километрах на восток от нашей деревеньки, которому авторы путеводителя буквально пели дифирамбы: Scala dei Turchi или дословно: "Турецкая лестница".

Скала деи Турки. Сицилия, 2015Скала деи Турки. Сицилия, 2015

Известняковая гора, отшлифованная силами природы и имеющая неестественно белый цвет действительно издали очень походила на гигантскую лестницу, поднимающуюся из моря. Не сказать, что это было идеальное место для купания, но посетить такое место, находясь в нескольких километрах от него, думаю, было забавно.

Поездка заняла у нас немногим более часа и обошлась в два евро, потраченных на парковку. Вернувшись обратно, мы всё-таки доехали до Сикулианы, куда так и не смогли добраться пешком в первый день. Но, ограничившись посещением супермаркета на окраине города, поспешили на пляж, где провалялись до самого вечера. Ужин в Lustru di luna - последнем из трёх ресторанов нашей деревушки, окончательно расставил их по местам нашего рейтинга.