Дважды проехав на электричке мимо этого городка, расположенного на севере Сицилии, мы всё же решили отметить его своим вниманием и вернулись в Чефалу в последний день своей поездки. Признаться честно, этот шаг достаточно сильно выпадал из общей канвы маршрута, что и заставило посвятить ему отдельную главу рассказа.
В голове возникла ассоциация с мальтийским Марсашлокком, но не с точки зрения похожести этих двух городов, а из-за их одинаковой туристической роли: оба по сути являлись визитными карточками своих стран островов. Правда, Марсашлокк кроме рыбного рынка и живописных видов порта особо не мог ничем похвастаться, у Чефалу же достоинств было четыре. О них сейчас и пойдёт речь, но вначале несколько слов о дороге.
С юга на север
Хотя Сицилия и являлась самым большим средиземноморским островом, имея протяжённость около 250 км с запада на восток и 150 км с юга на север, при наличии скоростных дорог её можно было бы пересечь в любом направлении максимум за пару часов. Проблема была в том, что таких дорог на острове почти не было: E90 шла от Мазара дель Валло через Палермо и по всему северному побережью до Мессины, A18 шла от Мессины по восточному берегу дальше на юг, через Катанию и Сиракузу и, наконец-то, если Вам нужно было добраться от Палермо до Катании побыстрее, была ещё A19, позволяющая срезать северо-восточный угол острова и сэкономить сто километров или целый час пути.
Сикулиана Марина, в которой мы жили три дня, располагалась в самом центре южного побережья Сицилии, можно сказать, была равноудалена от всех перечисленных городов: Палермо, Катаньи, Сиракузы, Мазары дель Валло, - и, как следствие, начисто лишена скоростного сообщения с остальным островом. С этим обстоятельством мы столкнулись два дня назад, когда предприняли вылазку в Энну и Пьяццу Армерину, сейчас же нам предстояло пересечь с севера на юг весь остров.
Чефалу
Итак, мы ехали на север, в сторону Палермо, откуда меньше чем через двадцать четыре часа нас ждал обратный рейс на Родину - отдых подходил к концу. Тратить полдня на сицилийскую столицу было не совсем разумно: больше нервов от поиска парковки, чем впечатлений от достопримечательностей города, поэтому мы решили провести это время в Чефалу.
В отсутствии скоростных дорог, о которых я так долго распинался выше, чтобы добраться из Сикулианы до пригородов Палермо у нас ушло почти три часа, - только там выбравшись на автостраду, ещё через час мы были в Чефалу, преодолев последние пятнадцать километров и подавно по платной дороге.
Город
Основанный греками приблизительно в V веке до н.э, город получил название Kefaloidion в честь греческого слова "kefali", означавшего "голову" - именно с этой частью тела у древних греков ассоциировалась гора, возвышающаяся над городом.
Считается, что современное название произошло от древнегреческого, однако, ударение переместилось на последний слог: правильно говорить ЧефалУ, а не ЧефАлу.
Пережив стандартную для Сицилии смену эпох: греки-римляне-арабы-норманы-испанцы, - в своём устройстве старый город всё-таки унаследовал римскую планировку с практически идеальной прямоугольной сетью улиц.
Собор
Доминирующее положение в городе занимал Кафедральный Собор, строительство которого в 1131 году по легенде начал Роджер II (Roger II). Выбор места был подсказан королю Сицилии самой природой.
По одной из версий, попав в шторм, он избежал неподалёку кораблекрушения, по другой - избежать крушения не смог, но чудесным образом спасся и выбрался здесь на берег. Как бы то ни было, спустя сто с небольшим лет, уже после смерти своего основателя, строительство Собора Преображения Господня было завершено и в 1467 году он был освящен епископом из Альбано.
Наряду с Кафедральным Собором в Монреале и Палатинской капеллой в Палермо собор в Чефалу являлся ярчайшим представителем норманской архитектуры, однако, добавлен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО был только летом 2015 года.
Гора
Несомненно, и собор, и город произвели на нас впечатление, но первым делом по приезду в Чефалу, мы полезли на гору La Rocca - ту самую, что была похожа на голову и дала этим самым сходством название городу, разместившемуся у её подножия. Согласно древнегреческому мифу, в гору был превращён Гермесом сицилийский пастух Дафнис после того, как по пьяни изменил дочери Геры и был за это ослеплён матерью.
Пропустить подъём на столь удачно подвернувшуюся нам гору, мы естественно не могли и, заплатив за вход на территорию парка восемь евро на двоих, начали карабкаться наверх.
Миновав две укрепительные линии, служившие когда-то воротами в верхний город, и забравшись на высоту около ста пятидесяти метров, мы очутились на более-менее ровном участке склона, где находились основные достопримечательности археологического парка.
Главной был так называемый Храм Дианы (Tempio di Diana) - руины некой постройки датируемой IX веком до нашей эры, несколько раз с тех пор перестраивавшейся, о чём свидетельствовали разные виды каменных кладок. Благодаря обнаруженной связи с большой цистерной, учёные связали постройку с неким сакральным поклонением древних жителей пресной воде - отсюда и "храм".
Кроме Храма Дианы на этой высоте находились развалины ещё кое-каких строений, предположительно складов, значительно лучше сохранившаяся церковь Святой Анны постройки IX-X веков нашей эры и весьма большой фрагмент крепостных стен, с которых открывались сумасшедшие виды на исторический центр Чефалу и городской Кафедральный собор.
Дальше тропа вела на ещё сто с лишним метров вверх - к развалинам Il Castello. Честно говоря, кроме поросших травой крепостных стен от замка мало что осталось, города отсюда практически не было видно, зато открывался замечательный вид на восточную часть La Rocca и несколько десятков километров гористого побережья.
Пляж
Несомненно, подъём на гору стал нашим основным приключением в Чефалу, занявшим более двух часов времени. Затем, как я уже писал, мы зашли в Собор, прогулялись по узким улочкам и наконец вышли к морю. Городской пляж по праву считается одной из главных достопримечательностей города.
Во-первых, из-за своей протяжённости более полутора километров. Во-вторых, из-за потрясающего "бэкграунда", коим являются исторический центр города с доминирующими над ним башнями Кафедрального собора и гора La Rocca - на заднем плане. Наконец, в-третьих, из-за того, что он песчаный, а это, учитывая, что мы проехали на электричке почти всё побережье Сицилии от Палермо до Милаццо, - если не сказать что редкость, то точно не совсем характерно для этой части острова: многие пляжи на севере галечные.
Чинизи
С пляжа в Чефалу нас прогнал неожиданно закапавший дождик. Хотя из набежавшей тучи и пролилось всего две капли, вдобавок у нас заканчивалось оплаченное парковочное время, да, и полученных за день впечатлений уже вполне хватало. Погрузившись в машину, мы развернулись и направились на запад, в сторону Палермо.
В связи с ранним вылетом мы решили переночевать в Чинизи (Cinisi) - пожалуй, самом близком к палермскому аэропорту населённом пункте. Поездка подходила к концу и в последний вечер нас ждала гостиница Kunesias и ужин в ресторане Grace, правда перед этим нам ещё нужно было преодолеть сто километров дороги.
Сицилия 15. Оглавление маршрута:
Вступление → Аликуди и Филикуди → Панареа и Стромболи → Салина и Вулкано → Липари → Запад Сицилии → Трапани и окрестности → Марсала → Центр Сицилии → Чефалу → Итоги