Пятидневный марш-бросок по северной Италии, за который нам фактически дважды довелось пересечь её с запада на восток, побывав на Лигурийском и Адриатическом побережье, в Парме и Сиене, Перудже и Венеции, - так сильно измотал нас, что последние два дня поездки мы планировали ничего не делать.
Место для "ничегонеделания" было выбрано заранее - им стало наше любимое озеро Гарда и любимый город на его побережье - Сирмионе. Однако, только мы открыли глаза утром 9 марта и выбрались из номера на улицу, ослепительно голубое небо и яркое солнце сделали нам неоднозначный намёк, что отсидеться на одном месте нам сегодня не удастся.
Начиная с первой поездки 2005 года и первого знакомства с озером, мы старались побывать на Гарде каждый год, а коль скоро большинство наших маршрутов стартовали в Римини, следовать этой традиции получалось практически неукоснительно (единственным исключением пока была новогодняя поездка 2010 года).
В итоге за прошедших шесть лет мы вернулись сюда уже седьмой раз, успев к этому моменту пару раз объехать озеро на машине, проплыть его на скоростном катере, изучить природные и развлекательные парки, не раз забраться на гору Монте Бальдо и просто покормить чипсами воробьёв в кафе в центре Сирмионе, - придумать что-то новенькое было весьма сложно.
Десенцано дель Гарда
Как бы то ни было, пробелов в скурпулёзном изучении окрестностей Гарды было предостаточно и первый, который пришёл нам на ум за чашкой кофе в гостинице Il Biancospino - совершенно обделённый вниманием городок Лимоне в его северо-западной части. Туда мы и решили направиться после завтрака, а, учитывая, что наш Сирмионе находился на южном берегу, - к вечеру сделать очередной полный оборот вокруг озера.
Выбрав направление движения "по часовой стрелке", первым населённым пунктом на нашем пути стал Десенцано дель Гарда (Desenzano del Garda). Охарактеризованный нашим путеводителем как "транспортный хаб", город произвёл на нас совершенно противоположное впечатление, так как мы даже не смогли въехать в его центр на автомобиле - кругом висели "кирпичи".
Тем не менее, припарковав автомобиль в самом конце пешеходной Via Santa Maria, мы нашли городской порт, Кафедральный собор, памятник Святой Анджеле Меричи (Angela Merici), успев при этом выпить кофе и даже немного "пошопить". Карабкаться в гору к замку, правда, уже не стали: ведь мы в этот день отдыхали, - а предпочли вернуться к машине, чтобы ехать дальше.
Сало
Следующим привалом стал городок Сало (Salò) на западном берегу озера. О происхождении названия этого города до сих пор ведутся споры. Некоторые связывают его с именами этруских правителей: королевы Салодии (Salodia) или короля Салу (Saloo), - другие склоняются к более прозаичному римскому термину "солярий" (salodium), объясняя его располагавшимися здесь виллами римлян, в которых те загорали с видом на озеро.
Зато город был вписан в историю с "лёгкой руки" Беннито Муссолини, дав неофициальное название Итальянской социальной республике (Repubblica Sociale Italiana) - Республика Сало (ударение на второй слог). Именно здесь на севере Италии де-факто располагалось правительство государства во главе с упомянутым диктатором, образованного в 1943 году на окупированной фашистской Германией территории (де-юро столицей считался Рим).
Ещё один интересный исторический факт был связан со средневековой историей города. Не желая находиться "под крышей" ни Вероны, ни Брешии, тридцать четыре местные общины в 1334 году присягнули на верность Венецианской республики. И, хотя поначалу даже для самой Венеции это стало неожиданностью, спустя почти сто лет в 1426 году их мечта осуществилась. Сало стало венецианским владением и получила титулы: Magnifica Patria (Великолепная Родина) and Figlia primogenita della Serenissima (Первая дочь Венеции).
Лимоне
Как я уже писал, Лимоне суль Гарда (Limone sul Garda) был нашей главной целью. Расположенный на самом севере озера недалеко от Рива дель Гарда и почти напротив Мальчезине, - этот городок постоянно ускользал от нашего внимания. Так, в 2005 году мы не стали останавливаться в нём из-за проливного дождя, тумана и, как следствие, нулевой видимости, а в 2008 не поплыли в него на катере, предпочтя забраться на Монте Бальдо.
До середины XX века поселение было изолировано от внешнего мира: добраться до Лимоне можно было только по воде, - строительство дороги, соединившей его с Рива дель Гардой началось лишь в 1932 году. Быть может благодаря именно этому, его жители отличались завидным долголетием: из тысячи жителей каждый сотый доживал до ста лет, а то и больше.
В 1974 году этому феномену было дано научное объяснение: миланский фармаколог Чезаре Сиртори (Cesare Sirtori) обнаружил в крови у жителей Лимоне мутантную форму аполипопротеина (названную ApoA-1 Milano), приводящую к снижению риска развития атеросклероза и других сердечно-сосудистых заболеваний.
А ещё жители Лимоне выращивали лимоны и делали это весьма успешно, несмотря на попытки некоторых историков связать происхождение названия города с вязом ("lemos").
Мальчезине
Выполнив программу "минимум", мы покинули Лимоне и вскоре оказались в Рива дель Гарда (Riva del Garda). Тщетно пытаясь понять, почему именно этот городок заслужил имя "жемчужины озера" у авторов нашего путеводителя, и, если бы не необходимость в заправке и помывке нашего "железного коня", в который раз его посещение мы бы пропустили.
Но вот мимо Мальчезине (Malcesine) нам как всегда проехать не удалось - на этот раз подкупило подвернувшееся бесплатное парковочное место. Однако, ни о каких "горах" мечтать не приходилось: на календаре было начало марта и снежные шапки, как говорится, были видны невооружённым глазом, - однако, отказать себе в удовольствии дойти до городской "марины" не смогли.
В-принципе, на этом месте можно было бы ставить точку в этой главе рассказа, так как оставшиеся полтора часа мы возвращались с северного на южный берег озера, а остаток вечера уже в третий раз за поездку провели в ресторане La Conchiglia. Но у нас в запасе был ещё один день на Гарде и прерываться на полуслове было бы не совсем логично.
Пескьера
Следующее утро началось с того, что мы прямо-таки заставили себя сесть в машину, проехать шесть километров и отметиться ещё в одном городке на побережье - Пескьере дель Гарда (Peschiera del Garda). На самом деле город занимал стратегическую позицию в том месте, где река Минчо (Mincio) вытекала из озера, а его историческая часть и подавно располагалась на острове. Её в свою очередь окружали фортификационные сооружения, а точнее их остатки.
Крепость была основной достопримечательностью города, объединяя на своей территории кроме старого города бывшие военные казармы - они располагались на отдельных островках, соединенных между собой мостами и, понятное дело, в настоящее время выполняли более мирные функции.
Потратив на прогулку по Пескьере около часа, нам уже не надо было себя заставлять, чтобы вернуться к припаркованной машине и устремиться обратно в Сиримоне.
Сирмионе
Оставив автомобиль на гостиничной стоянке мы, как и в первый день поездки, потопали в центр города. Вместо привычных сорока минут дорога заняла больше часа - слишком часто нам приходилось отвлекаться на виды озера, витрины магазинов, да, и особо спешить не было никакого смысла.
В центре Сирмионе нас ждал замок, новая экспозиция из гигантского булыжника, удерживаемого на пятиметровой высоте системой из тоненьких деревянных реек, пицца, мороженое и посиделки в кафе Grande Italia под апероль-шпиц и наглых воробьёв, пытавшихся украсть чипсы прямо со стола.
Поездка подходила к концу и самое время было окончательно сбавить взятый темп и разложить по полочкам все впечатления. Выбравшись из центра с наступлением сумерек, вместо того, чтобы идти ужинать, мы заскочили в супермаркет, и, расположившись на балконе гостиницы, до поздней ночи вспоминали, где успели побывать за эту неделю.
Италия 11. Оглавление маршрута:
Вступление → Чинкве Терре → Сиена → Равенна → Карнавал в Венеции → Гарда → Итоги