Вид из замка Дория. Вернацца, Чинкве Терре, Италия, 2011
Menu
Италия 11

Чинкве Терре


Пять земель за один день

MILKOV.RU

Маршруты / Италия 11
Чинкве Терре — Пять земель за один день

На фото: Вернацца, Чинкве Терре, 2011
Связанные материалы: Гостиница Ca dei Duxi Ресторан Il Grottino Лигурия


Выбор Риомаджоре в качестве своеобразной базы для исследования Cinque Terre во-первых был продиктован автомобильной доступностью и, во-вторых, более низкими ценами на гостиницы. Дело оставалось за малым: придумать, как за день объехать остальные четыре деревни.

Конечно, всё вышесказанное требует оговорок, о которых напишу немного позже, а начну я рассказ о нашем путешествии по Чинкве Терре с пары слов про этот восемнадцати километровый участок береговой линии между Леванто и Ла Специей на лигурийском побережье Италии.

Пять земель 

Включенные в 1997 году в список Всемирного наследия Юнеско пять городков: Монтероссо (Monterosso al Mare), Вернацца (Vernazza), Корнилья (Corniglia), Манарола (Manarola) и Риомаджоре (Riomaggiore), а вместе Cinque Terre или, в дословном переводе, "пять земель", - понятное дело существовали и до этого события.

Вид на Манаролу из Корнильи, Чинкве Терре, Италия, 2011

Первые письменные упоминания о Монтероссо и Вернацце относятся к XI веку, затем были времена развития и упадка, связанные с Генуэзской Республикой, набегами пиратов, строительством железной дороги и так далее, но на протяжении всего этого времени жители деревень занимались сельским хозяйством и виноделием, устраивая свои плантации и разбивая виноградники прямо на склонах гор. Как бы то ни было, признание Юнеско и создание национального парка в 1999 году стимулировало рост туризма и, коль скоро мы наведались в Чинкве Терре именно в этом амплуа, - самое время вспомнить про обещанные оговорки.

Риомаджоре, Чинкве Терре, Италия, 2011Риомаджоре, Чинкве Терре, Италия, 2011

Итак, все пять городков провозгласили отказ от использования автотранспорта. Конечно, Вернацце, Корнилье и Манароле это было легче сделать ввиду своей географической труднодоступности, Риомаджоре и Монтероссо приходилось следовать этому ограничению, но сказать, что машин в этих городах не было вообще, конечно, было нельзя. Мы выбирали между последними двумя городами, куда вела более-менее приличная дорога и где была парковка и решающей стала стоимость ночлега.

Лодка. Чинкве Терре, Италия, 2011Лодка. Чинкве Терре, Италия, 2011Корнилья, Чинкве Терре, Италия, 2011Монтероссо, Чинкве Терре, Италия, 2011

Но и с отелями, мягко говоря, было не так всё просто. Если взять гостиницу в общепринятом понимании этого слова с ресепшеном на первом этаже, помещением для завтрака там же или этажом выше и номерным фондом на сколько позволяет высота здания и подорвать разбросать её по городу, - получим нашу Locanda Ca dei Duxi в Риомаджоре с офисом в одном здании, столовой - в соседнем и нашим номером в другом конце квартала.

Карта, Чинкве Терре, Италия, 2011

Как бы необычно это ни выглядело, с заселением мы управились ровно за час. Пришлось правда заплатить лишние три евро за парковку и пройти около километра с чемоданом и без, - зато мы получили неплохой вид из номера и скидку для нашего автомобиля, так что оставшиеся сутки он простоял всего за десятку.

Станция Риомаджоре, Чинкве Терре, Италия, 2011Станция Риомаджоре, Чинкве Терре, Италия, 2011Станция Монтероссо. Чинкве Терре, Италия, 2011Станция Корнилья, Чинкве Терре, Италия, 2011

Закончив с гостиницей, мы устремились по главной улице Риомаджоре Via Colombo вниз - к морю, но не дойдя до него каких-то ста метров, не смогли пройти мимо длиннющего пешеходного туннеля, соединявшего центральную улицу города с железнодорожным вокзалом, где, собственно говоря, и нашли ответ на главный свой вопрос: как перемещаться между городами Чинкве Терре - на поездах! Остаток вечера мы провели в ресторане Il Grottino, дегустируя белые вина местного изготовления и изучая расписание электричек.

Риомаджоре 

Риомаджоре был самым южным (или самым восточным, кому как удобней) городом Чинкве Терре. Ориентироваться в нём было достаточно просто: городские дома "облепляли" склоны оврага, по дну которого проходила центральная улица Via Colombo, ведущая от парковки к морю.

Риомаджоре, Чинкве Терре, Италия, 2011

Согласно легенде деревня Риомаджоре вёл свою историю с VIII века, когда группа греческих товарищей, бежавшая от иконоборца византийского императора Льва III Исавра, нашла пристанище на мысе Монтенеро (Montenero). Первые исторические сведения относились к 1251 году, когда местные жители собрались, чтобы присягнуть на верность Республики Генуи в войне против Пизы.

Риомаджоре, Чинкве Терре, Италия, 2011Церковь Иоанна Крестителя. Риомаджоре, Чинкве Терре, Италия, 2011

Спустя несколько лет был возведён замок (Castello di Riomaggiore). Строительство прихода Иоанна Крестителя (San Giovanni Battista) началось в 1340 году - обе эти достопримечательности располагались на северном склоне оврага. На церковь Иоанна Крестителя как раз выходили окна нашего номера, а оставшиеся от замка фрагменты стен и две башни, теперь были украшены часами с большим белым циферблатом.

Риомаджоре, Чинкве Терре, Италия, 2011Риомаджоре, Чинкве Терре, Италия, 2011Замок Риомаджоре, Чинкве Терре, Италия, 2011Риомаджоре, Чинкве Терре, Италия, 2011

Позавтракав, расплатившись за номер, сгрузив вещи в машину и добравшись до замка, мы устремились обратно на Via Colombo и ещё раз побалдев от видов городского порта, двинулись по пешеходному туннелю к станции.

Монтероссо 

Билеты на электричку обошлись нам по 1.60 евро на каждого. Решив вначале уехать в самый дальний от Риомаджоре городок, а затем возвращаться обратно, через четверть часа мы уже были в Монтероссо. Железнодорожная станция располагалась напротив пляжа - единственного песчаного пляжа в Чинкве Терре.

Монтероссо, Чинкве Терре, Италия, 2011

Согласно некоторым источникам первое поселение Альбарето (Albareto) возникло здесь в VII веке, однако, большинство датируют возникновение в устье реки Буранко (Buranco) первобытной деревни Монтероссо IX веком. Первое же документальное свидетельство относится к XI веку, согласно которому в 1056 году Гвидо из Обертеньи (Guido degli Obertenghi), сын Адальберто II (Adalberto II) пожертвовал территории Монте Руссо определённую сумму денег.

Пляж в Монтероссо, Чинкве Терре, Италия, 2011Монтероссо, Чинкве Терре, Италия, 2011

В XIII веке здесь шла война между Генуей и Пизой и с 1241 по 1254 год Монтероссо принадлежал Пизе. Дальнейшая история города была тесно связана с Генуэзской Республикой. Жители возделывали пшеницу, выращивали виноград, а также занимались рыболовством. Вопреки известному заблуждению, из всех городов Чинкве Терре только в Монтероссо рыбная ловля велась в промышленных масштабах, а в XVII веке выловленный здесь тунец пользовался большим спросом.

Монтероссо, Чинкве Терре, Италия, 2011Монтероссо, Чинкве Терре, Италия, 2011Монтероссо, Чинкве Терре, Италия, 2011Монтероссо, Чинкве Терре, Италия, 2011

Сделав круг по центральной части города, мы забрались на гору - к монастырю Каппуцинов (Convento dei Cappuccini), затем спустились обратно к железнодорожной станции, купили ещё два билета и устремились к следующей деревне.

Вернацца 

Наверное с происхождением деревни Вернацца тоже связана какая-нибудь легенда, уж, по-крайней мере с именем точно. Считается, что название города произошло от сорта винограда "верначча" ("vernaccia"), означающего "свой", "местный".

Вернацца, Чинкве Терре, Италия, 2011

Так это было или нет, но Вернацца действительно была "своей" во времена становления Генуэзской Республики, снабжая её в XIII веке всем необходимым: своими портом, флотом и солдатами. В 1209 году около девяносто самых влиятельных семей города присягли на верность Республики.

Вернацца, Чинкве Терре, Италия, 2011Вернацца, Чинкве Терре, Италия, 2011

Как и в Монтероссо, центральная улица Вернаццы называлась Via Roma - по ней мы быстро добрались от станции до городской пристани, по дороге перекусив в каком-то кафе. Что и говорить, вид, который нам открылся у городского порта был одним из самых живописным за день. Здесь располагалась главная городская достопримечательность - церковь Святой Девы Марии Антиохийской (Santa Margherita di Antiochia).

Вернацца, Чинкве Терре, Италия, 2011Вернацца, Чинкве Терре, Италия, 2011Вернацца, Чинкве Терре, Италия, 2011Замок Дория. Вернацца, Чинкве Терре, Италия, 2011

Решив не останавливаться на достигнутом, мы устремились вверх - к развалинам замка Дория (Castello Doria), от которого по-сути осталась единственная башня. Вход в неё нам обошелся в три евро на двоих, но благодаря потраченным деньгам эта глава рассказа получила титульную фотографию.

Корнилья 

Из всех деревень Чинкве Терре Корнилья не имела непосредственного выхода к морю, а располагалась на практически отвесном утёсе высотой около ста метров. В связи с этим, чтобы добраться до города от железнодорожной станции необходимо было преодолеть Лардарину (Lardarina) - лестницу, состоящую из 33 пролётов и суммарно 382 ступеней.

Лестница Lardarina. Корнилья, Чинкве Терре, Италия, 2011

Истоки деревни относились к римским временам и одному из знаменитейшему древнеримских родов Корнелии. Один из интересных фактов свидетельствовал, что при раскопках Помпеи были найдены винные амфоры с названием "Cornelia", вопрос - из Корнильи было то вино или нет.

Корнилья, Чинкве Терре, Италия, 2011Корнилья, Чинкве Терре, Италия, 2011Корнилья, Чинкве Терре, Италия, 2011Корнилья, Чинкве Терре, Италия, 2011

Признаться честно, карабканье по ступенькам вверх - было главным развлечением и главной достопримечательностью Корнильи. Понятное дело, все начинали их считать, мы, например сбились где-то на второй сотне. Сама деревушка хоть и относилась административно к Вернацце, выглядела куда менее выигрышно: некоторые дома были заброшены.

Манарола 

К последней, пятой деревне, особенно после такого подъема по ступенькам мы добрались буквально с высунутыми языками. Манарола была самым маленьким городком Чинкве Терре, но имела весьма схожее с ними строение. Центральная улица называлась Via Renato Birolli и вместо припаркованных машин была уставлена припаркованными лодками.

Заканчивалась она не портом, как можно было предположить, а обрывом в виде колодца, спиралевидные края которого также были заняты лодками - нам удалось добраться по ним до моря, но рыбаки использовали более эффектный способ, чтобы поднять свою лодку из воды (см. видео).

Манарола, Чинкве Терре, Италия, 2011Манарола, Чинкве Терре, Италия, 2011

О происхождении названия города до сих пор идут споры. По одной из версий Манарола произошло от латинского "magna rota", на местном диалекте звучащего как "magna roea" и означающего дословно "большое колесо" водяной мельницы. По другой - от латинского "Manium arula" или "маленький храм, посвященный Мани".

Манарола, Чинкве Терре, Италия, 2011Манарола, Чинкве Терре, Италия, 2011Манарола, Чинкве Терре, Италия, 2011Манарола, Чинкве Терре, Италия, 2011

Из достопримечательностей можно было отметить церковь Сан-Лоренцо (Chiesa di San Lorenzo) датируемую 1338 годом, а также пешеходный маршрут "Тропа любви" (Via dell`Amore), соединяющий Манаролу и Риомаджоре. Подумывая первоначально вернуться по этой полутора километровой панорамной дороге в свою деревню, мы в итоге воспользовались электричкой, так как силы были на исходе, а впереди нас ждали ещё три часа пути до Сиены.

Италия 11. Оглавление маршрута:

ВступлениеЧинкве ТерреСиенаРавеннаКарнавал в ВенецииГардаИтоги