Проехав на юг километров тридцать, мы наконец-то оправились от сонного Баден-Бадена. До Базеля оставалось еще более ста километров пути, на часах уже была половина четвертого, а в желудках - пусто. Возникший в голове вариант съесть какой-нибудь бутерброд на заправке практически сразу был отметен дорожным указателем, намекнувшим нам, что еще через 30 километров это лучше будет сделать в Страсбурге.
Как и в случае с Баден-Баденом, ни малейшего представления о городе мы не имели. Разница была в том, что вместо туристического офиса, мы первым делом принялись искать какое-нибудь кафе и вскоре были вознаграждены, расположившись за единственным свободным столиком в "Palais de la Glace" на углу улиц Халлебарт (Rue des Hallebardes) и Орфевр (Rue des Orfevres).
Планирование городов в древности
Страсбург был основан при Нероне Клавдие Друзе Германике (Nero Claudius Drusus Germanicus) в I веке до нашей эры. Тогда город получил название Аргенторатум (Argentoratum) и являлся военным укреплением в Римской провинции Верхняя Германия (Germania Superior). Так как город основали римляне, спроектировали они его в соответствии со своими канонами строительства.
Суть планирования городов сводился к сетчатой структуре и начал применяться еще в Древнем Египте. Первая же систематизация градостроительной системы принадлежала древнегреческому философу и архитектору Гипподаму Милетскому, из-за чего ее иногда называют "Гипподамовой системой". Во времена расширения Римской Империи и присоединения к ней новых земель, основание и строительство городов на захваченных территориях заставило римлян ее усовершенствовать.
Так появилась Римская система. Следуя ей, в центре будущего города строились две перпендикулярные улицы: Decumanus Maximus, шедшая с востока на запад, и Cardo Maximus, ориентированная с юга на север. Все остальные улицы располагались параллельно этим главным улицам и делили город на равные прямоугольные кварталы.
О пользе и вреде путеводителей
Пожалуй, самым наглядным примером применения этой системы является Барселона, но самое время вернуться в Страсбург. Итак, мы сидели в кафе на пересечении улиц Халлебарт и Орфевр. Если бы у нас был путеводитель, то из него мы бы узнали, что в пятнадцати метрах прямо за нашими спинами расположена чуть ли не главная достопримечательность Страсбурга - Дом Каммерцеля (Maison Kammerzell).
Но вместо того, чтобы, расталкивая толпы туристов, устремиться к самому известному светскому зданию города, мы предпочти доесть свою пиццу и направиться в совершенно противоположную сторону. Сейчас, спустя четыре года после поездки, когда я пишу этот текст, сложно судить, все ли мы увидели "что нужно" в Страсбурге. Сравнивая собственные фотографии с открытками города, создается впечатление, что не так уж и много.
Однако, мы проходили по улицам старого города два с лишним часа и с удовольствием провели бы в Страсбурге еще столько же времени без всякого путеводителя, в котором вряд-ли было бы написано, что та самая улица Халлебарт - это страссбургский "Декуманос Максимус".
Швейцария 09. Оглавление маршрута:
Вступление → Эвиан → Женева → Тун → Юнгфрауйох → Берн → Люцерн → Веггис → Цуг → Цюрих → Рейнский водопад → Хёхст → Баден-Баден → Страсбург → Базель → Бриг → Церматт → Перевал Сен-Готард → Беллинцона → Лугано → Менаджио (озеро Комо) → Через Изео на Гарду → Венеция → Итоги поездки