Дорога из Лефкады в Янину заняла у нас больше времени, чем мы предполагали. То ли виной тому стал начавшийся дождь, то ли навигатор руководствовался какими-то только ему ведомыми алгоритмами, но вместо прогнозируемых полутора часов мы ехали больше двух.
Поездка подходила к концу, до ее окончания оставалось три дня, один из которых мы планировали посвятить посещению Метеоры. На календаре было пятое января и, предположив по наивности, что если греки являются ортодоксальными христианами, то Рождество у них должно отмечаться также, как и у нас, а посетить монастыри в канун этого праздника, как говорится, сам Бог велел. В связи с этим предположением мы и спланировали наш маршрут, отведя шестому числу посещение Метеор, а, соответственно, пятому - какому-нибудь городу в радиусе ста километров от них. Таким городом стала Янина.
Все бы ничего, но только предположение наше было неверным. Не успели мы въехать в Янину, как выяснили, что 6 января греки отмечают Крещение, а Рождество - 25 декабря, как и большинство православных церквей перешедших с Юлианского на Новоюлианский календарь. Здесь, конечно стоит оговориться, что православное монашество Святой Горы Афона, Русская, Грузинская, Сербская и Иерусалимская Церкви продолжают жить по Юлианскому календарю, а исчисление Пасхалии ведется по Юлианскому календарю у всех, кроме Финской Православной Церкви. Подробнее про различные календари можно почитать на Википедии.
Наши размышления о календарях были прерваны также внезапно, как и начались - над Яниной возвышались два минарета.
Янина
Четыре века под Османским владычеством внесли свой вклад во внешний облик города, а точнее - его исторической части, окруженной крепостной стеной, построенной еще в X веке. Самого же значительного своего расцвета Янина достигла во времена правления Али-паши Тепеленского, но об этом немного позже.
А пока мы въехали на нашем Fiat Punto внутрь городской стены, что, строго говоря, делать было нельзя, правда, с одной оговоркой. Гостиница, забронированная нами еще за месяц до этого, носила имя "Кастро" - также назывался и жилой район старого города, в котором она располагалась. Здесь и начинала действовать "оговорка", а именно специальный пропуск для машин, который гостиница выдавала своим постояльцам. Запарковав машину и забросив чемодан в номер, мы решили не разбазаривать и без того сверх нормы потраченное на дорогу время и сразу устремились в город.
В двух шагах находилась Иц-Кале - внутренняя крепость в дословном переводе с турецкого и возвышавшийся над ней минарет мечети Фетхие. Еще метрах в ста с другой стороны виднелся второй минарет - мечети Аслана-паши. Кривая улочка, ведущая от него, вывела нас к западным городским воротам. Остальное пространство внутри крепостных стен выглядело, честно говоря, как после бомбежки. Где-то велись раскопки, какие-то участки были просто огорожены металлической сеткой с надписями из серии: "не влезай, убьет".
Остров Ниси
Оказавшись за городской стеной, мы преодолели еще метров сто и очутились на городской пристани, где уже "под парами" стоял катер, собиравшийся отправиться на остров Ниси. Янина расположена на берегу озера Памвотис, на котором есть остров. Видимо для простоты, греки часто называют озеро именем города, с административной точки зрения остров также относится к Янине, но в вариантах его названий больше разнообразия, например, Нисос или Нисаки ("маленький остров").
В противовес "исламской" внешности Янины, Ниси сохранил свой "византийский" облик, в первую очередь благодаря все тому же Али-паше, который терпимо относился к вероисповеданию жителей острова. О жителях же острова стоит сказать пару слов отдельно. Если верить нашему путеводителю, в средние века с юга Пелопоннеса сюда переселилась община народа "мани", которая за несколько веков придала острову неповторимый облик: белые дома с низкими четырехскатными крышами. Так как до "мани" на Пелопоннесе мы не добрались, у нас был шанс посмотреть, как это всё могло примерно выглядеть на Ниси, а заодно поверить путеводителю наслово.
Кроме архитектурного облика, на острове сохранились шесть монастырей, а также музей Али-паши, о котором самое время рассказать подробнее.
Али-паша
Будучи албанцем по происхождению, Али-паша стал наместником Османской Империи в Янине в 1789 году. Придерживаясь весьма либеральных взглядов, за тридцать с небольшим лет своего правления он превратил Янину в весьма преуспевающий город как в экономической, так и научной и культурной областях, в результате чего фактически взрастил будущих греческих революционеров, добившихся впоследствии независимости Греции от Османской Империи.
Как бы то ни было, в 1820 году Али-паша провозгласил себя "местным царем и богом", чем вызвал гнев Султана, приславшего на его "усмирение" турецкую армию. Несмотря на кровопролитное сражение в том же году, Али-паше все же удалось понести наказание, однако спустя два года, он был предан французами, схвачен на острове Ниси, казнен, а его голова была выставлена на всеобщее обозрение в Стамбуле.
Упоминания Али-паши есть в романе Дюма "Граф Монте-Кристо" - граф Дантес содержал невольницу Гайде - дочь предательски убитого Фернаном паши Али-Тебелина.
Греция 14. Новый год. Оглавление маршрута:
Вступление → Волос → Макриница → Дельфы → Афины → Нафплио → Микены и Епидавр → Порос → Мистра → Олимпия → Лефкада → Янина → Метеоры → Итоги поездки