В который раз ругаю себя за то, что не пишу о состоявшихся поездках по горячим следам, а откладываю в "долгий ящик". Новогодняя поездка 2010 года как раз такой случай и в данный момент самая старая из "запущенных".
Тем не менее, остался последний рывок: попробовать подытожить то, что случилось с нами более пяти лет назад, - и по традиции начну с последнего дня поездки.
Итак, мы благополучно вернулись в Римини, заселились в новую для себя гостиницу Feldberg, поужинали в прекрасно известном по предыдущим поездкам ресторане Lo Zodiaco, упаковали пожитки в чемодан, переночевали, доехали до аэропорта, сдали прокатную машину и без особых проблем погрузились в самолёт и вернулись в Москву.
Транспорт
Обычно я называю эту главу "Дороги", но раз уж в нашем маршруте присутствовало целых два парома, придется использовать более широкое понятие. Парома Чивитавекья-Палермо мы прождали лишних десять часов, причём делали это в условиях портовой автопарковки, ночью и, ко всему прочему, пребывая в полном неведении, приплывëт ли он за нами или нет.
С паромом Мессина - Вилла Сан Джованни получилось ровно наоборот: только мы добрались до порта, - паром принял нас на борт и тотчас отправился в путь.
Что касается дорог, то ни Сицилия, ни юг материковой Италии не могут похвастаться развитой сетью автострад. Нельзя сказать, что их вообще нет, но дорожное движение в целом гораздо более медленное, а в местах большого скопления машин у крупных городов и подавно - хаотичное.
Осталось вспомнить про необычную форму оплаты парковки в Палермо и с транспортом можно заканчивать.
Новый год
Всё-таки поездка была новогодняя, поэтому не вспомнить ещë раз про римский ливень в новогоднюю ночь было бы неправильно. Тем не менее, мы успели вернуться в гостиницу до полуночи, а купленная заранее бутылка шампанского помогла скрасить сорванный праздник.
Забегая вперёд, спустя три года мы предприняли попытку повторить встречу Нового года в Риме и опять моросил дождь, но это уже другая история.
Достопримечательности
Так как поездку следует считать состоящей из двух частей, назовëм их: Сицилией и всем остальным, - достопримечательности также придëтся делить на две части.
Рим продолжает удерживать первое место среди европейских столиц и даже проливной дождь не смог заставить разлюбить этот город. Очень понравился Витербо, а Остия и Чивитавекья совершенно не произвели впечатления. Неожиданно фотогеничной оказалась крошечная Барлетта - на обратном пути и противоположном берегу Апеннинского полуострова.
Что касается Сицилии, наибольшее впечатление произвела Катания, на втором месте Палермо, а на третьем - Модика. Сиракуза не произвела такого впечатления и, хотя еë центральная площадь беспорно заслуживает внимания, на ступеньку выше я бы поставил Таормину.
Среди древнегреческих развалин номер один - это "Долина храмов" в Агридженто и, опять забегая вперёд, она даст фору многих раскопкам на территории самой Греции.
Nero d`Avola
Несомненно, главным открытием поездки стали ни города современные, ни раскопки городов древних, ни даже действующий вулкан Этна, на который мы попробовали забраться, но были остановлены на полпути к вершине закрытым на зиму подъëмником ленью и сильным ветром.
Главным открытием стал сорт винограда Nero d`Avola, а точнее изготавливаемое из него на острове Сицилия вино.
Что не удалось
Самое время сказать, что не удалось увидеть вообще или не в том объёме. Связано это было в первую очередь с пропавшим днëм в ожидании парома, однако, стоит также заметить, что неполных пять дней на такой остров конечно мало.
Итак, недосказанность осталась от посещения Палермо и Монреале. Из-за тумана не удалось увидеть африканский берег, который был обещан путеводителем, если забраться на гору в Эриче, да что там, самого города было не разглядеть. Осталась без нашего внимания и западная часть острова: Трапани и Марсала.
Не заехали мы и в Рагузу, предпочтя ей "нотта бьянку" в Модике, да и на Модику можно было посмотреть при свете дня. Не были мы и на северном побережье - от Палермо до Мессины.
Бюджет
Если не считать шоппинга, мы уложились аккурат в три тысячи евро, причём львиная доля расходов пришлась как раз на транспорт, который я сделал отдельным пунктом.
- Базовый пакет - 800 евро
- Еда - 620.40 евро
- Гостиницы - 691.50 евро
- Бензин - 165.00 евро
- Дороги - 63.20 евро
- Парковки - 42.95 евро
- Экскурсии - 83.00 евро
- Транспорт (паромы и такси) - 276.00 евро
- Прокат машины - 305.00 евро
Заключение
Хотя Сицилия и является законной частью Италии, за свою почти трёхтысячелетнюю историю на острове перемешалось столько культур, что сделало его непохожим на материковые города страны. Даже, пересекая узкий Мессинский залив, понимаешь, что оказался в совершенно другом мире.
Конечно, Сицилия заслуживает более глубокого изучения и, надеюсь, мы не станем откладывать его в "долгий ящик".
Сицилия 10. Оглавление маршрута:
Вступление → Новый год в Риме → Окрестности Рима → Витербо → Чивитавекья-Палермо → Палермо и окрестности → Селинунте и Агридженто → Модика → Этна → Сиракуза и Катания → Таормина и Мессина → Шоппинг → Итоги поездки