Последний день на острове, а точнее сказать утро, уже по традиции мы решили посвятить прогулке по курортной зоне Фуншала и обеду в Brasserie. Партию в мини-гольф пришлось отменить, так как на этот раз вылет был дневной и в два часа дня мы уже ехали по автостраде на восток в направлении аэропорта Мадейры.
Затем была регистрация на рейс, сдача багажа и полуторачасовой перелёт до Лиссабона. Как я уже написал во вступлении, у нас в запасе было ещё утро следующего дня в португальской столице и, чтобы с толком провести это время, в самолёте мы достали очередной путеводитель, где и обнаружили, что за четыре предыдущих визита не удосужились посетить две главные достопримечательностей не только города, но, пожалуй, и всей Португалии - Белемскую башню и Монастырь Жеронимуш.
Лиссабон
В семь вечера мы уже топали от здания лиссабонского аэропорта к входу в метро, расположенного, как я также неоднократно писал, в сотне метров от последнего. Гостиница Ever Lisboa City Center, в которой мы забронировали номер, была расположена на Avenida de Liberdade и, чтобы доехать до неё, мы не придумали ничего умнее, чтобы воспользоваться общественным транспортом.
За следующий час мы преодолели полтора десятка остановок, сделали одну пересадку и, выбравшись на поверхность на станции Avenida, приняли решение, что больше никогда, ни ногой поедем обратно в аэропорт на такси. Проблема была в том, что до этого мы передвигались в метро налегке - сейчас же с нами был чемодан, а лиссабонская подземка, как, кстати, и московская, совершенно не подходила для путешествий с багажом, тем более в час-пик.
Как бы то ни было, эта поездочка так вымотала нас, что программа на вечер была сокращена до ужина, с поиском места для которого мы также решили сильно не заморачиваться, остановив выбор на ресторане Santa Marta, расположенном в соседнем с гостиницей квартале.
Монастырь Жеронимуш
Позавтракав в гостинице, мы стащили вещи из номера на ресепшн, попросили вызвать нам такси на час дня (запомните это время!) и вышли на улицу. В нашем распоряжении было около четырёх часов, за которые предстояло добраться до Белема (Belem), разобраться с расположенными там башней и монастырём и вернуться обратно. Учитывая, что на этот раз мы были налегке, от общественного транспорта было решено не отказываться, а, как подсказывали карты гугл, самым простым способом оказаться в этом пригороде Лиссабона - было воспользоваться трамваем.
Конечная маршрута 15E была на площади Фигуэйра (Praca Figueira), расположенной в четверти часа ходьбы от нашего отеля сразу за площадью Rossio. Оказавшись на остановке и увидев большую толпу народа, мы слегка напряглись, так как в памяти были "игрушечные" экскурсионные трамвайчики, куда все эти люди просто не влезли бы. На наше счастье по маршруту ходил современный, вместительный "трамвай-гармошка" и все желающие в него прекрасно поместились.
Дорога до Белема заняла около получаса и в начале десятого мы уже стояли в очереди у касс монастыря. За 12 евро на человека мы купили комбинированные билеты в Жеронимо и на Белемскую башню (по отдельности они стоили бы по 10 и 6 евро соответственно) и увиливая от цыганок, устремились внутрь.
Строительство монастыря началось в начале XVI века по приказу короля Португалии Мануэля I и было приурочено к открытию Васко де Гама в 1498 году морского пути в Индию. Здание стало ярчайшим представителем стиля "мануэлино", но, видимо из-за того, что стройка продолжалось сто лет, современные исследователи до сих пор находят в нём "примеси" и ренессанса, и платереско, и мавританских мотивов.
Если говорить в двух словах, "мануэлино" отражал то, как португальские мореплаватели видели открываемые ими в те времена новые земли и привносил в декоративные элементы изображения экзотических растений и животных, что нам и посчастливилось обнаружить сразу после входа во внутреннем дворике монастыря ("клойстере"). Потом мы оказались в самом соборе и, конечно, обомлели от увиденного. Находясь под впечатлением, нас зачем-то понесло в сокровищницу, но, заплатив ещё по полтора евро, мы так и не смогли по-достоинству оценить вывешенных там картин.
Белемская башня
Выбравшись на улицу, мы взглянули на часы и, заключив, что времени у нас предостаточно, решили прогуляться до башни пешком, и пока преодолевали километр с небольшим пути, в памяти всплыла поездка 2010 года. Пять с половиной лет назад мы заезжали в Белем по пути из Лиссабона в Эвору, видели монастырь и даже фотографировались у Памятника первооткрывателям, но почему-то даже не посмотрели в сторону Белемской башни.
Добравшись до неё сейчас, мы сделали вывод, что не очень-то много и потеряли. Во-первых, к одиннадцати утра здесь уже было полным полно народу. Во-вторых, лучшие виды открывались на башню, а не из неё: знаменитого лиссабонского моста отсюда было уже плохо видно, а с другой стороны вид портил какой-то заводик. Но раз уж у нас было "уплочено", мы не могли вот так бросить всё и уйти, поэтому пролезли все семь этажей башни.
На обратной дороге в гостиницу, мы "зажгли" в трамвае. Билеты стоили 2.85 евро на человека и покупать их нужно было в автоматической кассе прямо в салоне. У нас была "двадцатка", но такие крупные купюры железяка не принимала. На стекле кабины водителя было написано что-то типа: "водитель справок не даёт", и нам пришлось изрядно попотеть, проведя настоящий опрос у пассажиров. Наконец мы нашли добрую бабушку, которая разменяла нам нашу купюру мелочью и только купили билеты, как выяснили, что трамвай не вернёт нас на Фигуэйру, а высадит у железнодорожного вокзала Cais do Sodre.
На наше счастье рядом с ним была станция метро и мы успели вернуться в гостиницу вовремя, однако, сотрудница ресепшена, видимо, решив избавиться от нас и наших вещей побыстрее, вызвала такси не на час (запомнили время?), а на полдень. Это почему-то стоило нам лишних десяти евро, но так как водитель изо всех сил делал вид, что совершенно не понимает по-английски, оказавшись в аэропорте, мы решили не препираться.
Бюджет
Традиционно, подводя итоги поездки, несколько слов о бюджете. Треть бюджета у нас ушло на перелёт из Москвы через Париж и Лиссабон до Фуншала, столько же мы проели и, вспоминая же нашу любимую поговорку: "Проели мы больше, чем проспали - значит поездка удалась", - ещё столько же потратили на всё остальное.
- Самолёты: 633 евро;
- Гостиницы: 387 евро (Terminus - 72 евро, Raga - 204 евро, Ever - 51 евро);
- Транспорт: 233 евро (прокат машины - 132 евро, бензин - 36 евро, автобусы и метро - 40 евро, такси - 25 евро);
- Экскурсии: 110 евро;
- Еда: 582 евро;
- Чаевые: 48 евро;
Итого: 1993 евро - если сравнивать с прошлым годом, получилось даже немного дешевле.
Заключение
Опять-таки проводя аналогии с итогами поездкой 2015 года и, несмотря на то, что мы так и не нашли домики в Сантане, не добрались "избы рыбака" на мысе Сан Лоренцо, да и вообще, не осуществили задуманное на сто процентов, - Мадейра перешла для нас в разряд мест, в которые хочется возвращаться. Чтобы ещё раз позагорать на пике Ариейру, увидеть наконец китов или просто посидеть вечером за бокалом вина в любимом ресторане.
Мадейра 16. Оглавление маршрута:
Вступление → Северное побережье → Запад острова → Сады Фуншала → Камара де Лобуш → Восток острова → Фуншал → Итоги поездки