Вид с Вулкано: Салина, Липари, Панарея, Стромболи.

Итоги

Липари, Сицилия, вино, марсала и помидоры

01.12.2015 03:12 // На фото: Панорамный вид с острова Вулкано. Италия, 2015

Как я написал в аннотации к маршруту, поездка по сути состояла из двух практически независимых частей: недели на Липарских островах и недели - на Сицилии. В связи с этим я долго мучался с выбором названия для всего повестования: то "Сицилия и Липари", то "Липарские острова", то, наконец, просто "Сицилия". Хотя разбивать рассказ на два я не решился, тем более, что административно Липары принадлежат Сицилии, - подводить итоги всё-таки придётся по-отдельности.

Вначале же традиционно про последний день, а точнее утро последнего дня поездки, за которое с нами произошло два весьма значительных происшествия.

Скупой платит дважды

В процессе подготовки к поездке мы решили сэкономить на аренде автомобиля и добирались до Липарских островов общественным транспортом. Я писал об этом подробно в самой первой главе маршрута, но если вкратце, то какой был смысл брать в прокат машину, чтобы проехать на ней сто пятьдесят километров и, оставив её на парковке, плыть на пароме на Липари. Получалось двести евро за неделю проката и ещё почти сто - за неделю парковки, бензин и так далее. Альтернативный вариант с перемещениями на электричках, автобусах, такси, а где-то и пешком обошелся нам в 85 евро, то есть примерно двести евро мы экономили. 

Поезд Trenitalia. Палермо. Италия, 2015

Кто бы мог подумать, что эти две сотни мы потеряем на прокате - история получилась почти детективная. Вылет был ранний, офис Avis в шесть утра был закрыт и мы прибегли к так называемой процедуре "key drop", то есть оставили машину на парковке, а ключи кинули в специальный ящик. Мы делали это и раньше и никаких проблем не возникало. Один раз мы сдали так машину с разодранным об бордюр пластиковым колпаком на переднем правом колесе и ничего особенного - списали около 40 евро. 

Повреждение автомобиля

На этот раз машину мы возвращали ровно в том же состоянии, что и брали: по-крайней мере так мы думали, - поэтому, обнаружив, что вместо 145 евро с карточки списали 338, очень сильно удивились. Затянувшаяся почти на месяц переписка с Avis позволила выяснить, что за пару часов, прошедших с момента, когда мы оставили машину до появления на парковке сотрудника прокатной конторы, какой-то "добрый человек" оставил на левом боку весьма заметный рубец, по всей видимости припарковавшись рядом и со всего маху открыв в нашу машину свою дверь.

Понятное дело, доказать что-либо мы не смогли, но на будущее сделали очень важный вывод: больше никаких "ки-дропов", - только хардкор сдача автомобиля из рук - в руки.

Римский бардак и Tax Refund

Если о повреждениях машины мы узнали уже по возвращению в Россию, замарачиваться с Tax Refund нам пришлось на "стыке" в Риме. Вообще римский аэропорт Fiumicino, а мы были в нём раз десять, всегда позиционировался как "территория шоппинга". Конечно надо было быть немного сумасшедшим, чтобы "шоппить" в аэропорте, зато составить впечатление о новинках итальянской лёгкой промышленности можно было точно. 

Радуга

На этот раз у нас была противоположная задача: не потратить деньги, а получить, - и на этот раз в аэропорту царил хаос. Из-за ремонта перемещаться между терминалами можно было только на автобусах, из-за чего мы сразу же попали на паспортный контроль и оказались в "отстойнике": терминале H, предназначенном для рейсов в страны "третьего" мира: Китай, Южная Америка и Россия.

Тут выяснилось, что таможня работает в G, а деньги выдают в H. Хорошо, что у нас в запасе был целый час, за который мы вдоволь накатались по аэропорту и дополнительно прошли процедуру "раздевания-одевания". 

Липарские острова

Самое время заканчивать с затянувшимся лирическим отступлением и переходить к подведению итогов. Начну я с Липарских островов. Напомню, что за пять день мы побывали на всех семи островах, но сравнивать их друг с другом я не стану, а вместо этого поделю их на две группы. В первую группу попадут острова, на которых стоит провести больше одного дня, во вторую, соответственно - на которых достаточно побывать в течение нескольких часов. 

Липари, Вулкано и Стромболи

Несмотря на то, что все пять дней мы жили на первом из них, будь у нас больше времени, на каждом из этих островов имело смысл задержаться подольше. Липари хорош своей столицей, а также заслуживает "круга почёта" на арендованной машине, квадроцикле или даже скутере. 

Смотровая Quattrocchi (четыре глаза). Юг острова Липари. Италия, 2015

Вулкано может похвастаться не только кратером с серными источниками, но и лучшими панорамными видами, грязевыми ваннами и пляжем с горячей водой. Наконец, если Вам приспичило посмотреть на извержение Стромболи, ехать на него надо также минимум на два дня, а на вулкан забираться в тёмное время суток.

Панарея, Аликуди и Филикуди

Панарея стала островом "для богатых" всего каких-то десять лет назад, поэтому если у Вас нет своей яхты, можете особо не комплексовать на эту тему. Все три острова когда-то были обычными рыбацкими деревушками и на посещение каждого их них вполне достаточно нескольких часов.

Аликуди и La Canna, Липарские острова. 2015

На Аликуди нужно время, чтобы забраться по ступенькам на самую верхнюю точку острова, на Филикуди найдут развлечения пожалуй лишь дайверы, а на Панарее необходимо добраться до пляжа Cala Junco и если не искупаться, то хотя бы сфотографировать. Кроме этого, вокруг Панареи есть много необитаемых островков и наличие арендованной лодки будет гигантским плюсом.

Салина

Я сказал две группы? Просто с Салиной у нас осталась самая большая недостказанность. Мы лишь оплыли её по периметру и высадились только в Лингве с её по большому счёту бесполезным солёным озером. 

Арка Перчьято (Perciato). Остров Салина, Италия. 2015

Поэтому я не могу с полной уверенностью отнести этот остров к той или иной группе, хотя склоняюсь всё же к первой: ведь не зря же Салина административно независима от Липари, на ней растёт виноград, из которого делают Мальвазию, есть четыре города и когда-то было шесть вулканов.

Сицилия

В отличие от Липарских островов, с Сицилией сложилось всё гораздо проще. Начну с того, что мы восполнили достаточно большой пробел, оставшийся после январской поездки 2010 года и побывали на западе и в центре острова. Между тем, прогулявшись с чемоданом по Палермо и увидев Кафедральный собор в Чефалу, образовался ещё один пробел, касающийся норманской архитектуры - это и Палатинская капелла, и Собор в Монреале, где мы ещё не были.

Кафедральный собор в Энна. Сицилия, 2015

Особенно хотелось бы выделить: Трапани, Кафедральный собор в Энне, Пьяццу Армерину и Чефалу. Достаточно ровно прошло знакомство с Кастелламаре дель Гольфо и Марсалой, я бы даже сказал, что Марсала больше не понравилась, чем понравилась (я сейчас говорю про город, а не вино). Наконец, немного разочаровались от посещения Эриче в ясную погоду, а самым бесполезным был пляж в Скопелло.

Пляж в Сан Вито Ло Капо

Коль скоро я заговорил о пляжах, лучший - в Сан Вито Ло Капо, следом можно поставить Сикулиану Марину и опять-таки Чефалу, правда на последнем мы не купались. 

Транспорт

Сложилось впечатление, что по расписанию на Сицилии ходят только паромы. Распространяться не буду, написано про это очень много.

Еда

Самым ярким гастрономическим впечатлением было попробовать кускус, да ещё и на международном фестивале в Сан Вито Ло Капо. В остальном же очень часто начинало складываться впечатление, что это сплошные помидоры. На самом деле всё не так и символом сицилийской кухни я бы выбрал фразу: "ничего лишнего". 

Рестован Gna Sara. Мясной кускус

С ресторанами, правда, нам не сильно везло и мы даже выбрали следующую схему питания: завтракаем в гостинице, обедаем в городе, ужинаем в номере едой из супермаркета. Не сказать, что сильно сэкономили, зато мы объелись только созревшей моцареллой буффало и перепробовали самого дорого вина, которое только можно было купить в супермаркете, о чём речь пойдёт дальше.

Вино

Если в 2010 году мы узнали про сорт винограда Неро д'Аволо, который, как принято считать, лучше всего характеризует Сицилию, то в эту поездку мы убедились, что на Сицилии полным полно других сортов винограда и вин из них. Другими словами, мы открыли для себя производителя вин Firriato.

Красные вина Firriato (фото с сайта: firriato.it)

Ещё одной реализованной мечтой стало посещение винодельни Florio и целый рассказ о производстве марсалы - самого известного сицилийского креплёного вина. Марсала стало последним вином из "большой четверки", про ещё два: херес и мадейру я уже написал, - рассказ про порто просто ждёт своего часа.

Бюджет

Учитывая "форс-мажорные" двести евро, которые у нас списали за вмятину на машине, пальму первенства в статьях расходов занял транспорт. На втором месте еда, на третьем - гостиницы. Кроме того нельзя не отметить главный недостаток общественного транспорта: кондиционер, - и связанну с ним статью расхода "аптека", на таблетки от горла и капли от насморка мы потратили почти 70 евро.

  • Транспорт: 1196 € (самолёт - 537 €; прокат - 338 €; паромы, электрички, автобусы и такси - 219 €; бензин - 89 €; дороги и парковки - 13 €)
  • Еда: 1000 
  • Гостиницы: 923 € (Villa Enrica - 475 €; Scirocco - 46 €; Cielomare - 138 €; Paguro - 210 €; Kunesias - 54 €)
  • Экскурсии: 227 
  • Аптека: 66 
  • Чаевые: 28 €

Итого: 3440 €

Заключение

Если бы у меня спросили: "Чтобы мы поменяли, если бы довелось повторить поездку", на этот раз у меня было бы что ответить. Во-первых, мы бы по-максимуму отказались от общественного транспорта: "лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным". Во-вторых, провели бы больше времени на Вулкано и съездили бы самостоятельно на Салину. И, в-третьих, никогда бы больше не стали пользоваться услугой "key drop" при прокате машин - уж на Сицилии точно.

Чтобы не заканчивать на такой не совсем позитивной ноте этот затянувшийся рассказ, добавлю, что теперь мы хотим в Палермо, на три-четыре дня, без машины, чтобы походить и лучше рассмотреть этот город, а ещё неплохо съездить в Рагузу, Ното и, возможно, ещё раз в Катанию, Таормину и Модику - не в следующий, а через раз. Ведь Сицилия этого заслуживает!

Реклама