Санта Мария

Маршруты / Азорские острова 14
Санта Мария — Залив Сан Лоренцу, пляж Формоза, пираты и ветер

На фото: Остров Санта Мария. Азоры. 2014
Связанные материалы: Гостиница Praia de Lobos Кафе Central Pub Санта Мария (остров)

Санта Мария среди остальных Азор во многом была островом-первопроходцем. Она первой появилась из океанских глубин около десяти миллионов лет назад и первой была открыта португальскими мореплавателями где-то между 1427 и 1432 годом. В "качестве компенсации", в нашем маршруте она значилась последней и, планируя провести на острове полные сутки, нам нужно было возвращаться.

А пока в лучах восходящего солнца мы заходили на посадку в международном аэропорту Санта Марии, многозначительно перелистывая те три странички текста, которые были посвящены острову в нашем путеводителе.

Минут десять поприперавшись с сотрудницей Autatlantis, пытавшейся продать нам машину на день по цене двух, мы все-таки убедили её в своей правоте и, пообещав вернуть автомобиль до шести вечера и тем самым значительно сократить её рабочий день, выдвинулись в глубь острова.

Пик Альту

Первым впечатлением от острова стало то, что он был "другой". За две недели и семь посещенных островов азорские пейзажи нам более-менее примелькались, если не сказать, что надоели. На Санта Марии же что-то было не так, а понять, что именно, мы смогли, лишь забравшись на самую высокую точку острова пик Альту (Pico Alto).

Панорамы острова с пика Альту. Санта Мария

Дело в том, что западная треть острова была практически плоской и представляла собой, если не пустыню, то точно степь со всеми соответствующими атрибутами: отсутствие зелени, колючки вместо деревьев и так далее. Рельеф в центральной и восточной части Санта Марии был похож на другие острова, но на контрасте с этой третью также воспринимался по-другому: краски были сочнее, а перепады высот более трагичны.

Пик Альту. Санта МарияСанта Мария

Спустившись со смотровой площадки пика Альту, мы ещё раз перелистали путеводитель и наконец определились с маршрутом.

Залив Сан Лоренцу

Самым живописным местом острова, на мой взгляд, является залив и одноименный городок, находящийся в бухте с песчаным пляжем на северо-востоке острова. Добраться до Сан Лоренцу, окруженного с трёх сторон горами, можно только по извилистой горной дорожке, а вид, который открывается с вершины южного склона, по-праву достоен открытки.

Залив Сан Лоренцо. Санта Мария

Жители городка, судя по террасам с виноградниками на северном и западном склонах, занимались виноделием, однако музей вин был закрыт, а единственной встретившейся нам живой душой был владелец кафе на самой северной окраине города, в котором мы выпили по чашке кофе.

Сан Лоренцо. Санта МарияСан Лоренцо. Санта МарияСан Лоренцо. Санта МарияСан Лоренцо. Санта Мария

За кофе последовала часовая прогулка вдоль всего пляжа и обратно. Когда мы вернулись, кафе уже было закрыто, а городок опустел на все сто процентов.

Санта Барбара и Санто Эспирито

Ещё два населенных пункта, первый из которых мы миновали по дороге в Сан Лоренцу, а второй, соответственно - обратно, врядли заслуживают по отдельной главе в этом повествовании. Однако, не упомянуть их было бы также не правильно.

Церковь Nossa Senhora da Purificacao. Санто Эспирито. Санта Мария

В Санто Эспирито главной достопримечательностью является церковь Nossa Senhora da Purificacao, построенная в XVI, перестроенная в XVII и отреставрированная в 1966 году.

Городская церковь. Санта Барбара. Санта МарияСанта Барбара. Санта МарияСанта Барбара. Санта МарияСанта Барбара. Санта Мария

Санта Барбара является характерной для острова деревенькой с традиционными домиками с белыми печными трубами, черепичными крышами и окрашенными в синий цвет цоколями.

Понта ду Каштелу и каскад Авейру

Миновав Санто Эспирито, мы собирались было уже свернуть с основной дороги, чтобы побыстрее оказаться на главном азорском пляже, но дорога была перекрыта и так нам открылись еще две достопримечательности острова. Первым был маяк в Понта ду Каштелу и смотровая площадка над ним, считающаяся лучшим местом на острове для наблюдения за китами.

Маяк в Понта ду Каштелу. Санта Мария

Подзорной трубы или хотя бы бинокля у нас с собой не было, зато галлюцинации Флореша ещё были свежи в памяти, поэтому здесь мы решили долго не задерживаться, а скатиться вниз, к побережью, где можно было найти самый большой на Санта Марии водопад.

Водопад Cascata do Aveiro. Санта МарияВодопад Cascata do Aveiro. Санта Мария

С трудом протискиваясь по узкой дорожке мимо припаркованных машин, мы подобрались к Cascata do Aveiro почти вплотную, однако, 110-метровый водопад не сильно был нам рад, то ли из-за отсутствия дождей, то ли из-за несезона представляя собой скорее мокрую стену, чем шумные потоки воды и миллионы брызг.

Пляж Формоза

Видимо, учитывая большую напряжёнку с пляжами на Азорах, все без исключения путеводители позиционировали Санта Марию как "пляжный рай" и делали это не без оснований. С одной стороны остров был расположен значительно южнее всех остальных, с другой - на нём было несколько пляжей в общепринятом понимании этого слова: желтый песок, голубая вода, - а не торчащие из воды куски застывшей лавы и разбивающиеся о них метровые волны.

Пляж Формоза. Санта Мария

Положа руку на сердце, ещё в процессе подготовки маршрута, мы восприняли остров именно как предназначенный для купания, для чего и поставили его в самый конец маршрута. Рассуждения были просты: в конце июня купаться будет теплее, чем в начале. Но не тут-то было, вода может и не была ледяной, но, не желая особо расставаться с джинсами и куртками, находясь на воздухе, в воду нам лезть не хотелось и подавно.

Один песчаный пляж мы видели в Сан Лоренцу, самый большой на острове назывался Формоза и встретил нас тишиной и безлюдием. Побродив по нему минут десять, мы поняли, что уже достаточно изучили остров, чтобы сдать машину и начать собираться в обратный путь на материк.

Вила ду Порту

Заехав в гостиницу Praia de Lobos и оставив в номере чемоданы, к пяти вечера, на час раньше обещанного, мы прикатили в прокатный пункт в аэропорте. Сотрудница Autatlantis, которая так недружелюбна была к нам утром, настолько обрадовалась нашему раннему появлению, что подбросила нас обратно до гостиницы на своей машине.

Улица города Вила ду Порту. Санта Мария

Известный с самого начала как Порту, своё современное название: Вила ду Порту, - город получил в XVI веке, когда первым из азорских поселений получил соответствующий статус. С тех времен город неоднократно подвергался нападениям пиратов, разрушался и снова восстанавливался, поэтому определить, где заканчивался "старый город" и начинался "новый" сказать было сложно, путеводитель предполагал, что как раз в районе нашего отеля.

Форт Сан Браз. Вила ду Порту. Санта МарияФорт Сан Браз. Вила ду Порту. Санта Мария

Задачу также усложнял тот факт, что всё это время город продолжал расти и делал это, как говорится: "не в ширь, а вглубь", фактически представляя собой одну длиннющую улицу, начинающуюся у порта и уходящую километра на три вглубь острова.

Convent of Sаo Francisco. Вила ду Порту. Санта МарияЦерковь Nossa Senhora da Assuncao. Вила ду Порто. Санта Мария

В самом начале улицы был расположен форт Сан Брас (Sao Bras), построенный в XVII веке для защиты города от пиратов. По дороге к нему от гостиницы мы насчитали две церкви, почту и несколько десятков домов.

Ветер

Устроив себе вечернюю прогулку до порта и обратно, мы зашли в Central Pub, чтобы выпить по чашке кофе, но в итоге остались там на ужин. Вечером в городе поднялся ветер и из ресторана мы прямиком двинули в номер. На утро ветер усилился и, высунув было нос из гостиницы, мы решили воздержаться от прогулок и до полудня просидели в лобби отеля.

Аэропорт Санта Марии

Такси за пять евро довезло нас до аэропорта, поездка подходила к концу - впереди оставался перелет через Понта Дельгаду до Лиссабона и на следующий день через Париж в Москву.